0
2896
Газета Политика Интернет-версия

13.05.2013 00:01:00

Политическая реформа как национальный интерес

Леонид Поляков

Об авторе: Леонид Владимирович Поляков – доктор философских наук.

Тэги: политика, реформы, путин, общество


политика, реформы, путин, общество Фото Reuters

Первый год нового президентства Владимира Путина прошел под знаком масштабной политической реформы. Каковы ее первые итоги и каковы выявившиеся проблемы?
Начнем с того, что обозначим основной тренд реформы, ее, так сказать, философию. Представляется, что главное здесь – стремление адаптировать конфигурацию политической системы, соответствовавшей состоянию общества и задачам власти в 2000–2010 годы, к новой социальной структуре и новому качеству общественного запроса.
Дело в том, что за прошедшее десятилетие в стране сформировались новые социальные группы, готовые выступать не столько в роли «потребителей стабильности», сколько в роли творцов социальных инноваций. А значит – претендовать на серьезное участие во власти и соответственно брать на себя долю ответственности за все, происходящее в стране.
Именно с учетом этого основного социально-политического тренда сразу после парламентско-президентского выборного цикла было инициировано принятие законов, нацеленных на подгонку политической системы к новому качеству общественной среды. Несколько компонентов реформы необходимо отметить особо.
Во-первых, предельно упрощена процедура создания и регистрации политических партий.
Во-вторых, от особого порядка наделения властными полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации, предусматривавшего президентское представление кандидатуры на утверждение регионального парламента, мы перешли к прямым выборам губернатора. При необходимости для каждого претендента заручиться поддержкой 5–10% представителей муниципальных властей данного региона. Важным нововведением является и фактически прямое голосование за половину членов Совета Федерации, поскольку в избирательном бюллетене каждого кандидата в губернаторы будут указаны три фамилии, из которых он в случае победы изберет своего сенатора.
В-третьих, в 2016 году вводится смешанная, мажоритарно-пропорциональная система выборов в Госдуму с барьером в 5%.
Реформаторские инициативы власти встретили в целом позитивный прием в обществе. Началось активное партстроительство. Резко пошла на спад антисистемная активность. Перспектива иметь «своего» депутата в одномандатном округе, безусловно, по душе рядовому избирателю. Однако в самом политическом классе заметна определенная настороженность. Это относится в первую очередь к партиям системной оппозиции. И их можно понять.
В прежней системе они фактически монополизировали оппозиционность как таковую, неизменно набирая свой процент за счет протестного электората, что особенно ярко проявилось в декабре 2011 года. А с появлением новых партий им придется всерьез побороться за право заседать в федеральном парламенте. Ведь по партспискам будет разыграно лишь 225 мандатов. А за остальные нужно будет бороться в одномандатных округах. Где кандидаты от правящей партии (скорее всего в коалиции с кандидатами от ОНФ) и яркие лидеры новых партий создадут остроконкурентную среду.
Стоила ли игра свеч при том, что часть политической элиты воспринимает ее с открытым недовольством, усматривая в политической реформе очередной коварный ход партии власти? Вопрос далеко не праздный, поскольку необходимо точно считать соотношение краткосрочных рисков и выигрышей в долгосрочной перспективе.
Ответ на него может быть таков. Да, действительно недовольство в среде политических элит – вещь опасная, поскольку создает дополнительную нагрузку на политическую систему в состоянии перехода. То есть усиливает степень нестабильности, в которую любая политическая система входит в момент преобразований. Но, с другой стороны, если это элитное недовольство не трансформируется в переход на сторону несистемной оппозиции, то по завершении реформы уровень стабильности системы обычно повышается.
Ведь чем больше политических игроков вовлечено в процесс прямых выборов представителей власти всех уровней, тем сильнее их чувство сопричастности, ответственности и в конечном счете доверия к системе как набору политических институтов и процедур. Сокращение дистанции между властью и обществом, то есть наращивание легитимности политической системы, – это и есть главная цель реформы.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
633
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
544
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
468
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
614

Другие новости