Акции оппозиции вряд ли станут такими же многочисленными, как год назад. Фото Reuters
Первая декада последнего месяца весны, как всегда, будет переполнена массовыми уличными акциями. Потому что в это время, как известно, отмечается два государственных праздника – 1 Мая и 9 Мая. Однако теперь в оппозиционно настроенных кругах начинается складываться традиция отмечания еще одного – Шестомая. То есть годовщины событий 6 мая 2012 года на Болотной площади. Официально они считаются массовыми беспорядками, а протестанты говорят об устроенной властями провокации. К сожалению, без последней не обошлось и в этом году. Ведь митинговать против «болотного дела» гражданам предложено два дня подряд – 5 и 6 мая. Можно заранее предположить, что успешными не станут оба этих мероприятия.По данным Департамента региональной безопасности мэрии Москвы, на 1 мая в столице согласовано проведение 16 массовых мероприятий. Общая численность которых, согласно заявкам, составляет 90 тыс. человек. Шествий по городу будет целых семь штук, два из которых заявлены партиями КПРФ и ЛДПР. «Единая Россия» отдельной акции проводить не станет, а присоединится к профсоюзам. Организуемое Федерацией независимых профсоюзов России гулянье по Тверской улице, судя по всему, и окажется самым масштабным из всех. Во всяком случае, заявка подана на 60 тыс. участников, то есть на количество в два раза большее, чем указано во всех остальных 15 уведомлениях, одобренных московской мэрией.
Зато коммунисты отмечают Первомай по традиции с заранее утвержденными лозунгами. Традиционно и место встречи красных колонн – Калужская (бывшая Октябрьская) площадь. КПРФ закончит марш по Якиманке митингом у памятника Карлу Марксу, а разбавленные единороссами профсоюзники – на Манежной площади.
Артистами оригинального жанра в этом году решили выступить эсэры. «Справедливая Россия» подала заявку на проведение ретроперформанса «Первомай» в саду «Эрмитаж». То есть тоже сыграть на советской ностальгии, но только более тонко, чем коммунисты. Справедливороссы явно хотят воскресить в памяти народной не столько официальную сторону одного из главных в прошлом праздника, сколько атмосферу всегда следовавших за демонстрацией трудящихся менее официозных народных прогулок и посиделок.
А еще 1 мая будут Русские марши в количестве не менее двух штук, один Левый марш на Пушкинской, ярмарки и прочая развлекуха на территории ВВЦ. Напомним, что и московский «Гайд-парк», устроенный в Парке Горького, откроет свои площадки именно 1 мая. Как известно, первыми прямо и откровенно заявят народу свое мнение одинокие девушки, противники бытового хамства и какие-то совершенно непонятные альтернативщики, которым и обычные первомайские отдохновения не нравятся. Кстати, в тот же день в столице должны открыться еще две «свободные трибуны» – в Сокольниках и на Пушкинской набережной.
По словам руководителя Департамента региональной безопасности мэрии Москвы Алексея Майорова, из всех поданных на первый праздничный день заявок отклонены были только две. Да и то исключительно по причинам техническим, а не сущностным. Дескать, либо документы представлены были неправильные, либо была двойная их подача на одну и ту же акцию. Однако, как известно, наиболее пристальное внимание общественности приковано вовсе не к Первомаю, хотя празднику вроде бы и политическому, но уже весьма пожилому, сколько к новичку – так называемому Шестомаю. То есть протестам в ознаменование первой годовщины массовой акции 6 мая 2012 года на столичной Болотной площади. Которая сначала превратилась в массовые беспорядки, как считают одни, или в провокацию властей и полиции, как уверены другие, ну а потом отлилась в пресловутое «болотное дело». Вокруг последнего, как известно, произошло много событий. Часть его фигурантов – 12 человек – уже отправляется в суд за приговором, часть – как лидер запрещенного «Левого фронта» Сергей Удальцов – пока остается под домашним арестом, а стало быть, и под следствием. Кроме того, именно к открывающимся процессам свое видение прошлогодних событий на Болотном представила российская Общественная комиссия, которая как раз и назвала их провокацией. А теперь к защите «болотников» подключаются и прославленные международные эксперты, занимавшиеся делами о разгоне демонстрации на Уолл-стрит и протестами в Северной Ирландии. Правозащитники мирового масштаба уже задали Следственному комитету России почти три десятка вопросов, которые вроде как и должны развалить воздвигнутое против «болотных активистов» обвинение.
Напомним, что именно в поддержку сидельцев по «болотному делу» и должны пройти те массовые мероприятия, которые намечены на середину первой декады мая. К сожалению, именно мероприятия, потому что Координационный совет оппозиции (КСО) отстаивает в мэрии 6 мая, но имеет шансы получить разрешение лишь на митинг, а не на шествие, из-за которого придется перекрывать весь центр Москвы. А Экспертный совет оппозиции (ЭСО), куда входят в том числе и деятели, которые провалились на выборах в КСО, уже согласовал и шествие – так называемый «Марш свободы» – и митинг, но только 5 мая. Все последние дни обе оппозиционные структуры обменивались колкостями и прямыми обвинениями. КСО называл действия ЭСО провокацией, а тот в ответ приглашал всех людей на свою акцию, потому что вторая, мол, все равно провалится, да и по большому счету никому не нужна. Впрочем, уже сейчас можно сделать вполне определенный вывод, что малоуспешными окажутся обе. И заявленные 10 тыс. человек на 5 мая и 30 тыс. – на 6-е все равно никогда не будут собраны.
Организаторы своего рода «предварительного празднования» беспорядков на Болотной вчера были приглашены к столичным властям для обсуждения последних штрихов программы мероприятия. «Шестомайцы» вчера вечером также планировали повстречаться с мэрскими чиновниками, чтобы попытаться убедить их в необходимости разрешить 6 мая помимо митинга еще и шествие по городу. Пусть предварительно им в этом уже и отказано. Однако добиться отмены такого запрета или хотя бы жестоко драться за это для КСО теперь будет вопросом сохранения чести. И дело тут, конечно, уже не в сидельцах по «болотному делу», а в том, кто же в конечном счете будет считаться настоящим вождем внесистемной оппозиции.