0
10233
Газета Политика Интернет-версия

24.04.2013 00:01:00

Контроль в отсутствие контроля

Тэги: госдума, закон, контроль, полномочия, оппозиция


госдума, закон, контроль, полномочия, оппозиция Владимир Васильев новым законом доволен. Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Госдума приняла вчера в окончательном виде закон о парламентском контроле, который на пути от первого чтения к третьему претерпел серьезные изменения. И вовсе не в сторону увеличения прав представительной власти по отношению к исполнительной, а скорее наоборот. Думская оппозиция, согласившись голосовать, по сути, лишь за красивое название закона, недоумевает: получается, что «Единая Россия» сама отказалась от расширения полномочий.
Одобрение в третьем чтении закона о парламентском контроле прошло вчера в Госдуме без каких-либо дискуссий. Хотя ранее оппозиционные фракции сломали много копий вокруг того, чтобы сделать данный закон настоящим инструментом для воздействия на исполнительную власть, в этот раз почти никто перед финальным голосованием даже не захотел высказаться.
   
Общее отношение оппозиции, судя по всему, вчера высказал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. По его словам, название у этого документа настолько хорошее, что выступить против него ни одна политическая партия не сможет. Что же касается его содержания, то тут Миронов был категоричен: «Закон пустой абсолютно, закон полностью переписывает, не добавляя ни одной буквы, все полномочия, которые сегодня есть у Федерального собрания».
У лидера фракции «Единая Россия» Владимира Васильева, впрочем, мнение было противоположное. «Хочу подчеркнуть, что таких полномочий, как сегодня, с точки зрения парламентского контроля у депутатов не было никогда», – заявил он уже с самого начала пленарного заседания Госдумы. Однако порадовать слушателей какими-то сенсационными подробностями резкого усиления законодательной власти он все-таки не смог. Указав лишь на возможность проводить парламентские расследования по фактам грубого нарушения финансовой дисциплины при исполнении федерального бюджета, а также на право Госдумы получать от министерств и ведомств проекты целевых программ одновременно с правительством. Еще одна новация – Минфин будет обязан представлять в профильный комитет ГД основные направления бюджетной и налоговой политики в то же время, что их получает кабинет министров, а думцы смогут делать по ним собственное заключение.
Конечно, возможно, что другие подробности закона лидеру думских единороссов просто не пришли на память, но – с другой стороны – вполне вероятен и такой вариант, что и сказать больше было не о чем. Именно на последнем и настаивают опрошенные вчера «НГ» депутаты из тех фракций, которые еще в прошлом созыве ГД выступили авторами своего собственного проекта о парламентском контроле. Главной мыслью которого были постоянность такого контроля за исполнительной властью и максимальная его объемность. Или, другими словами, речь шла о праве парламента спросить правительство, министерства и ведомства за исполнение любого закона, решения и действия. Депутат из «Справедливой России» Дмитрий Горовцов напомнил «НГ», что в основном именно за это большинство Госдумы и объявило оппозиционный проект противоречащим Конституции. Хотя, заметил он, среди его авторов помимо депутатов были такие ведущие правоведы страны, как, например, завкафедрой конституционного права юрфака МГУ Сурен Авакьян. «Самое удивительное, что именно единороссы наотрез отказались от него, хотя наш закон давал все контрольные полномочия той партии, которая находится в парламенте в большинстве, то есть работал на повышение авторитета как раз «Единой России», которая тогда бы уже по праву могла называться партией власти», – сказал Горовцов.
Что же касается принятого вчера закона о парламентском контроле и ряда связанных с ним изменений в закон о правительстве и о парламентском расследовании, то, по мнению Горовцова, никаких существенных новшеств они не делают. «Так что закон о контроле у нас в стране будет, а вот самого контроля парламента за исполнительной властью, очевидно, нет», – заметил он. Потому что большая часть норм уже и так существует на практике, они записаны и в Конституции, и в ряде действующих законов – например, о статусе парламентариев, и в регламентах обеих палат Федерального собрания и т.д. А еще часть норм вполне может действовать в порядке рабочих договоренностей между думским большинством и тем правительством, которое оно поддерживает. А так одобренный вчера документ, указал Горовцов, будет похож на принятый еще в 2005 году закон о парламентском расследовании, который однозначно можно считать существующим, но, по сути дела, не действующим. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев также считает, что произошло «принятие закона ради лишь принятия этого закона», то есть, по его словам, вполне можно было бы обойтись и без него, но раз он написан, то пусть уже будет. Впрочем, сказал Соловьев «НГ», более или менее пригодятся нормы о получении Госдумой из Минфина основных направлений бюджетной и налоговой политики и о праве депутатов инициировать расследования случаев казнокрадства. Хотя, напомнил он, ценность всего этого нивелируется действующими реалиями: «Бюджетный кодекс по-прежнему предоставляет правительству гигантские полномочия в деле исполнения бюджета без учета мнения парламента, а любое расследование по нынешнему закону может быть начато только в случае одновременного согласия ГД и СФ». Вот во многом от того, констатирует Соловьев, никаких расследований парламент и не проводит, пока не получит разрешения из Кремля. Напомним, что действительно пока было всего лишь одно расследование – аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, итогом которого стал доклад, в основном переписанный из заключения правительственной комиссии.
Что же касается якобы усиления полномочий парламента, то одного взгляда на статью 5 закона достаточно, чтобы согласиться с сожалениями оппозиционеров на тот счет, что этот документ представляет собой сборник уже и так существующих норм. Например, формой контроля называется рассмотрение Госдумой вопроса о доверии правительству. Источник – Конституция РФ, закон о статусе, регламенты палат. Еще одна форма – ежегодные отчеты кабинета министров перед ГД. Источник – опять же Конституция, конституционный закон о правительстве. Годовые отчеты председателя ЦБ РФ, генпрокурора, уполномоченного по правам человека перед той и иной палатой парламента, правительственные часы, парламентские и депутатские запросы, назначения различных должностных лиц, но, заметим, никак не их отставки – все это уже где-то написано и сейчас. Если же взять, скажем, обязанность правительства сообщать в Госдуму о работе над подзаконными актами для развития принятых законов, или возможность пригласить министра на заседание комитета ГД, или право палат направлять своих представителей для работы в различные правительственные комиссии, то это действительно всего лишь предмет соглашения между партийным правительством и его фракцией в парламенте.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1098
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
776
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
880
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
935

Другие новости