Александр Бастрыкин сделал еще один шаг в сторону Единого следственного комитета. Фото PhotoXPress.ru
Министерство внутренних дел и Следственный комитет, судя по всему, договорились о том, как будет проходить создание единой следственной структуры страны. Во всяком случае, на всероссийском совещании руководящего состава органов предварительного следствия, которое прошло в субботу, председатель СКР Александр Бастрыкин высказывался на этот счет оптимистично. По его словам, и его ведомство будет реформировано, и МВД получит новые компетенции. Судя по всему, именно к ним относится проект закона об изменении ряда статей Уголовно-процессуального кодекса, согласно которым полицейские дознаватели повысят свой статус. Например, смогут спорить с прокурорами о перспективах ведущихся ими дел.Всероссийское совещание руководителей следовательского корпуса страны проходило на площадке МВД. Официально потому, что 6 апреля отмечалось 50-летие создания в этом ведомстве следственных подразделений. Поздравляя с юбилеем министра внутренних дел Владимира Колокольцева, глава СКР Александр Бастрыкин вручил тому весь комплект наград, существующих в его правоохранительной структуре. 12 ведомственных знаков отличия СК получил и руководитель Следственного департамента МВД Юрий Алексеев. Ну а на самом деле и «раздача слонов», и выход Бастрыкина на чужую территорию с гостевым выступлением скорее всего должны были бы затушевать главный вопрос: а кто же из силовиков все-таки выиграл в дискуссиях о Едином следственном комитете России (ЕСКР)? Напомним, что, как уже не раз писала «НГ», хотя Бастрыкин вроде бы добился политического решения о создании ЕСКР, но МВД вместе с Генпрокуратурой якобы убедили руководство страны с этим не спешить. За поэтапность очередной реформы правоохранительной системы высказывалось и правительство РФ во главе с Минфином, который не видел возможности разом дать без малого 100 млрд. руб. Ведь в ЕСКР должны были войти 35 тыс. следователей МВД и 2 тыс. из Госнаркоконтроля – вместе, понятное дело, со своими полномочиями по расследованию всех тяжких и особо тяжких преступлений. И даже ФСБ статьи по терроризму от притязаний Бастрыкина так и не смогла уберечь, впрочем, сохранив тем не менее свой следовательский аппарат.
В субботу глава СКР, впрочем, ни о каких подробностях и сроках говорить не стал, посоветовав, правда, тем, у кого есть вопросы, обращаться за информацией не к публикациям в СМИ, а лично к нему и Колокольцеву. «Ни для кого не секрет, что сегодня происходит реформирование органов предварительного следствия страны. Руководством в принципе утверждена концепция этого реформирования. Нам удалось найти общую, согласованную форму этой концепции, согласовать основные принципиальные подходы, исходя из которых будет происходить реформирование следственного аппарата страны», – заявил Бастрыкин. По его словам, «мы вместе, бок о бок, плечом к плечу будем вершить великое дело борьбы с преступностью». Глава СКР также сообщил, что в ходе консультаций по поводу ЕСКР достигнута договоренность: «Основной корпус следователей органов внутренних дел будет не только сохранен, но поддержан и получит новые компетенции».
Что он имел в виду, произнося такие слова, не слишком понятно, ведь после реформы следственных подразделений всех правоохранительных органов страны в составе МВД, судя по всему, останутся, в общем-то, одни дознаватели.
Напомним, что дознаватель – это как бы низовой следователь, не обладающий, по сути дела, никакой процессуальной самостоятельностью. В УПК о дознавателях написано, что они по большому счету являются помощниками следователей или замещают их по преступлениям небольшой тяжести. Однако «НГ» удалось выяснить, что хотел сказать Бастрыкин, обещая «новые компетенции» вроде как сохраняющимся в составе МВД следователям. Очевидно, речь идет о разработанном в этом ведомстве законопроекте о корректировке двух статей УПК – 41 и 226. Смысл которых заключается в том, чтобы повысить статус дознавателей. Сейчас одно из главных их отличий от следователей и один из признаков их несамостоятельности – это невозможность опротестовывать решения прокуроров о возвращении им дел на дополнительное дознание или переоформление обвинительного заключения. Теперь же им предполагается такое право дать. С согласия своего начальника дознаватель может обжаловать прокурорское распоряжение в вышестоящую инстанцию прокуратуры. И здесь есть еще один важный нюанс: сейчас дознаватель в принципе тоже может жаловаться на то, что его работа неправильно оценена, но только после того, как выполнит указание прокурора. И вот в статье 226 УПК делается оговорка, что исполнение решения прокурора в случае обращения дознавателя наверх приостанавливается.
В пояснительной записке к законопроекту, написанному в МВД, конечно, не найти слов о повышении статуса дознавателя, компенсирующего изъятие у этого ведомства следовательских функций. Делается ссылка на обеспечение правосудия в разумные сроки, что, дескать, перепасовки дел между прокурором и дознавателем только затрудняют. При этом указывается на то, что большая часть возвращаемых прокурорами дел связана с «незначительными нарушениями, которые могли быть устранены в суде». И что уже три года статистика возвратов практически не меняется – ежегодно прокуратурой органам дознания «отбрасывается» чуть более 13 тыс. уголовных дел.