Теряющего зрение Владимира Акименкова суд оставил в СИЗО до 10 июня. Фото РИА Новости
Сегодня Басманный суд изберет меру пресечения новому фигуранту «болотного дела», помощнику депутата Ильи Пономарева Дмитрию Рукавишникову. Вчера же Мосгорсуд оставил под стражей трех других обвиняемых в рамках дела о беспорядках 6 мая 2012 года – журналиста Леонида Ковязина и гражданских активистов Сергея Кривова и Владимира Акименкова. Который за время ареста уже почти ослеп. Содержание в условиях СИЗО пагубно сказалось на еще одном фигуранте дела – юристе Комитета за гражданские права Николае Кавказском.Дмитрий Рукавишников стал вторым фигурантом «болотного дела», обвиняемым в «покушении на туалет». А конкретно в том, что 6 мая 2012 года он якобы сдвинул с места пластиковую уборную, находившуюся на площади. Сегодня меру пресечения ему изберет Басманный суд столицы. События вокруг Рукавишникова, ставшего уже 26-м фигурантом процесса о беспорядках, разворачивались стремительно: рано утром 2 апреля представители Следственного комитета (СК) провели у него дома обыск. На последовавшем за обыском допросе Рукавишникова якобы опознал один из свидетелей.
О внимании российского правосудия к столкновениям с туалетными кабинками стало понятно и по итогам вчерашнего процесса в Мосгорсуде. Там отклонили жалобу Леонида Ковязина, также обвиняемого в ущербе пластиковым уборным. «Обоснование тяжести обвинения – двигал туалеты. Как передвижения туалетов разрушают основы государственного строя?» – начал свою речь адвокат фигуранта Владимир Самарин. На позицию Мосгорсуда должны были повлиять заверенные заявления от поручителей – редакций журналов «Эсквайр» и «Большой город», «Новой газеты» и сетевых СМИ «Грани.Ру», «Лента.Ру» и «Газета.Ру». Защитник также передал обязательство на выплату 750 тыс. руб. в случае изменения меры пресечения под залог, подчеркнув, что Ковязин «творческий человек и ему некуда бежать». Но после короткого совещания решение судьи было стандартным – арест до 6 июля оставить в силе.
Вчера же Мосгорсуд признал законным арест Сергея Кривова и стремительно теряющего зрение в СИЗО Владимира Акименкова. Защитник последнего Дмитрий Аграновский предъявил суду поручительства от депутатов Госдумы Ильи Пономарева и Владимира Кашина, лично знакомых с Акименковым. В свою очередь, ряд правозащитников и писателей предоставили гарантии выплаты залога в случае выхода Акименкова на свободу. «Мой подзащитный продолжает слепнуть, отрицательная динамика налицо, – объявил Аграновский. – Никаких новых данных следствие не представило, нет смысла держать Владимира в СИЗО. Вспомните слова президента Владимира Путина, объявившего, что он не считает, что за подобные нарушения следует держать человека в неволе».
Другой защитник Акименкова Дмитрий Айвазян напомнил суду, что вообще-то подозреваемые должны содержаться под стражей лишь в исключительных случаях, упомянув соответствующее определение Верховного суда. «В настоящее время Акименков практически не может читать и обслуживать себя. Вина Владимира не доказана, зачем же содержать его под стражей?» – возмущался защитник.
Адвокат активиста Сергея Кривова Вячеслав Макаров напомнил, что его подзащитный сам был избит 6 мая и «пострадавшие» омоновцы оговорили его, чтобы снять с себя ответственность. Однако суд эти претензии отклонил. Взявший следом слово сам Кривов заявил, что материалы следствия противоречат обвинению: пострадавший якобы от его рук омоновец не видел, кто именно ударил его по голове. По словам Кривова, в реальности все было как раз наоборот: к нему подошел полицейский и, не представившись и вообще не сказав ничего, начал бить его дубинкой. Что же касается второго потерпевшего от Кривова омоновца, то у него вообще не зафиксировано повреждений, и, если верить материалам следствия, то и толкнул его вовсе не Кривов, а коллега по ОМОНу. На решение суда и эти доводы впечатления не произвели – Кривов также останется под арестом до 6 июня.
Вчера же с жалобой на ухудшение самочувствия их подзащитного к «НГ» обратились адвокаты юриста комитета «За гражданские права» Николая Кавказского. Тот и ранее страдал от серьезных проблем с печенью и пищеварительной системой, а в СИЗО аномально располнел – едва ли не на 20 килограммов. Это, кстати, отчетливо видно на имеющихся в СМИ фотографиях юриста. Правозащитница Маргрет Сатеруэйт утверждает в беседе с «НГ», что Кавказскому, жалующемуся на проблемы со здоровьем, несколько раз отказывали в проведении должного медицинского обследования. Эту информацию подтвердил и адвокат Кавказского Вадим Клювгант: «Врачи его смотрят, но делают это так, как считают нужным по понятиям тюремной медицины. Это совсем не тот уровень, объем и качество исследований, диагностики и лечения заболеваний, скорее видимость. То, что требуется делать, не делается».
Эксперты обращают внимание и на тот факт, что правоохранительные органы активизировались в канун новой акции оппозиции – 6 мая 2013 года. Например, 17 апреля начинается суд по делу «Кировлеса» над оппозиционером Алексеем Навальным. А буквально за одну прошедшую неделю «болотное дело» пополнилось двумя новыми фигурантами – вышеупомянутым Дмитрием Рукавишниковым и пенсионеркой Еленой Кохтаревой.
«Цель происходящего – запугать граждан перед акцией 6 мая и вообще всех предполагаемых участников подобных мероприятий, – убежден Клювгант. – Однако в целом ощущение складывается такое, что «болотное дело» трещит по швам, там концы с концами не сходятся. У следствия просто есть некое плановое задание: сколько людей нужно назначить организаторами и участниками так называемых беспорядков – вот этим они и занимаются по критериям, которые сами же и определяют и которые ничего общего не имеют с законом».