Фото Reuters
Отношения нового Папы Римского Франциска с Русской православной церковью начались со странного поступка. Франциск получил в дар от Патриарха Кирилла икону и спустя несколько дней передарил ее своему предшественнику, отставному Папе Бенедикту XVI. Оба события отражены в новостных сообщениях официального сайта Московского Патриархата. Только там никак не объясняется, задумано ли так было заранее, просил ли митрополит Иларион (Алфеев), глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ, передавая икону Франциску, чтобы тот отвез ее в Кастель-Гандольфо, где находится на покое почетный Понтифик.В сообщении от 20 марта говорится, что митрополит Иларион вручил новоизбранному Римскому Папе в дар от Патриарха Московского Кирилла образ Богоматери «Призри на смирение». «Первые шаги Вашего Святейшества после избрания были отмечены печатью смирения», – сказал посланник Московского Патриархата. Действительно, новый Понтифик предстал перед миром в виде смиренного иезуита. Он отказался от бронированного «папамобиля» и красных туфель, счел папский трон слишком пышным и велел изготовить для себя перстень с изображением святого Петра не из золота, а из серебра. Даже сам, без помощи секретаря, звонит по телефону. К тому моменту, когда Франциск встретился с делегацией РПЦ, эти детали были широко растиражированы восторженными журналистами. Однако «Папа бедняков» на слова Илариона ответил: «У меня нет смирения». Вскоре Франциск отправился в загородную резиденцию к Бенедикту XVI и там вручил ему свой подарок от Патриарха Кирилла, о чем не замедлил сообщить сайт РПЦ, впрочем, без всякого объяснения причин столь странного поступка. «Представляя Папе Бенедикту XVI икону, преподнесенную от имени Святейшего Патриарха Кирилла митрополитом Иларионом, Папа Франциск отметил: «Он мне сказал, что икона называется «Богоматерь смирения», и я позволю себе сказать одну вещь – я подумал о вас, столь смиренном в своем понтификате». «Спасибо, какой дар!» – ответил почетный Папа, принимая образ» – только и говорится в сообщении ОВЦС.
Как воспринимать этот эпизод? Как ничего не значащую мелочь или как знак, символ будущих отношений Русской и Римско-Католической церквей? Заметно, что РПЦ испытывает большой интерес к тому, что происходит в Ватикане в последние дни, и ревниво следит за тем, как новый Папа приобретает популярность в мире. Надо сказать, что избрание Франциска, в первые минуты после оглашения его имени с балкона собора Святого Петра показавшееся совершенно неожиданным, сопровождается стремительно растущей популярностью нового Папы. Эта популярность иногда приобретает даже истерические черты. Она напоминает «обамаманию» пятилетней давности, так что можно говорить о своеобразной «францискомании». Пока что она полностью основана на надеждах и подкрепляется разве что личной скромностью Понтифика, о которой уже слагают легенды и которую сам Франциск старательно подчеркивает на каждом шагу.
«Францискомания», кажется, не обошла стороной и клир Русской православной церкви, который следил за дымом над крышей Сикстинской капеллы так, как будто выбирали не главу «латинских схизматиков», а духовного лидера всех христиан мира. Так какой же сигнал подает Ватикан своим восточным братьям?
Римская курия – старинное учреждение, и, как говорят специалисты, до сих пор многое в ее действиях определяется системой средневековой церемониальной символики. Ватиканисты приводят пример из недавней истории католичества, когда Папа Павел VI свою папскую корону – тиару, подаренную ему миланскими ювелирами, передарил американскому кардиналу Фрэнсису Спеллману. Таким способом Павел VI дал понять, что монархические притязания Понтификов более неуместны, и выразил свое отношение к позиции кардинала из США, который отличался консервативными взглядами.
Подобный символизм при желании может быть отмечен в нынешнем поступке Папы Франциска. Он желает быть смиренным в глазах миллиарда верующих католиков, в том числе на революционном Латиноамериканском континенте. Это тем более актуально, что с политической сцены только что сошел главный соперник «Папы бедняков» на поле социального популизма – глава Боливарианской революции Уго Чавес с его Реформированной Католической церковью. Но это не означает смирения в отношениях с другими религиями. С чего бы Ватикану здесь проявлять смирение? На интронизацию к Франциску прибыл Вселенский Патриарх Варфоломей. Спустя более чем тысячелетие после Великой схизмы между Римом и Константинополем номинальный первоиерарх восточных христиан с его первенством чести среди православных Церквей посетил подобное торжество римского Понтифика. На фоторепортажах видно, как другие представители религий мира выстроились в очередь перед троном Франциска, чтобы выразить ему свое почтение.
Публика, даже далекая от католицизма и вообще от религии, почему-то возлагает на нового Папу по-диккенсовски большие надежды. Франциск, со своей стороны, демонстрирует открытость к диалогу, граничащую с экуменическими тенденциями. Он провозглашает возможность диалога даже с атеистами. Однако по старой доброй традиции Римских Пап, несомненно, считает, что роль запевалы в деле евангелизации народов должна принадлежать Католической церкви. И в этом убеждении нет ни капли смирения.