Фото Reuters
На сайте Минюста появился список тех должностей в системе исполнения наказаний, при назначении на которые необходимо будет доказать свою честность на полиграфе. Пока же на детекторе лжи в этом ведомстве пытаются выявить людей, склонных к коррупции. ФСИН наряду с коррупционными потрясают и пыточные скандалы. Например, правозащитники уже передали в «НГ» сведения о том, в каких еще регионах возможны бунты, схожие с тем, что случился в Копейске.Согласно вывешенному сейчас на сайте ведомства приказу, теперь при приеме на работу в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) практически все сотрудники будут проходить тест на полиграфе. Однако сенсации в этом нет, о том, что такое испытание предусмотрено, было широко анонсировано еще два года назад. В июне 2011 года СМИ сообщали о том, что в тюремном ведомстве нашли способ поставить заслон перед взяточниками и садистами, получающими удовольствие от издевательств над зэками. Однако на разработку списка тех должностей, при поступлении на которые проверка на полиграфе будет обязательной, у Минюста ушло ровно 1 год и 9 месяцев.
В пресс-службе ведомства в ответ на вопрос «НГ» о причинах задержки заявили, что в некоторых регионах полиграф уже применяется. Официальный представитель ФСИН Кристина Белоусова рассказала «НГ», что на данный момент тестирование на детекторе лжи проходят сотрудники, которые могут стать жертвами коррупционных рисков: начальники управлений, бухгалтеры и т.д. Исследование, по ее словам, длится три часа: сотрудникам специальной комиссии высылают анкету респондента, на основании которой те готовят вопросы. О том, проверяют ли людей на склонность к насилию, в ведомстве сообщить затруднились. Согласно опубликованному вчера документу, проверять на полиграфе помимо начальников разного уровня и бухгалтеров будут и тех людей, которые отвечают за госзакупки, а также оперативников.
«От оперативников больше всего проблем», – отметил в беседе с «НГ» глава Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Валерий Борщев. – Именно они на зонах являются «возмутителями спокойствия», пытаясь раскрыть там прежде нераскрытые дела». Он также сообщил и такой удивительный факт: «Я в одной колонии видел объявление, что за месяц от сотрудников требуется 49 явок с повинной». Эксперт подчеркивает, что для получения явки с повинной оперативники нередко используют методы давления, которые и приводят к многочисленным конфликтам. «Зачастую именно эти сотрудники ответственны за пытки на зоне», – считает он.
К сожалению, несмотря на широко анонсированную ранее министром юстиции Александром Коноваловым реформу тюремного ведомства, отчеты правозащитников о происходящем в местах заключения продолжают напоминать рассказы о концлагерях. Специализированные форумы для родственников заключенных испещрены рассказами с пометкой «не для слабонервных». И ситуация пока никак не улучшается, как подчеркнул в беседе с «НГ» Борщев, правозащитники постоянно получают сигналы из колоний Челябинской, Свердловской, Омской, Кировской и Ростовской областей. В двух последних регионах ситуация близка к критической, убеждены в ОНК. При этом в Ростове органы ФСИН и прокуратура всячески покрывают друг друга и препятствуют деятельности защитников прав заключенных, утверждает Борщев. Он, кстати, сообщил, что ранее передал лично в руки генпрокурора Юрия Чайки доклад о происходящем в Копейске Челябинской области. Однако никакой реакции на него не последовало, а потом в колонии и произошел тот бунт заключенных, который вызвал один из самых крупных скандалов за всю историю современной ФСИН.
Аналогичные сообщения о возможных выступлениях зэков всплывают в российских СМИ регулярно, но редко принимают широкий общественный резонанс. Например, в конце 2012 года в Сети появился видеоролик о жестоком избиении сотрудниками ФСИН заключенного, как утверждается в материале, исправительной колонии № 10 по Ростовской области. Тогда свою проверку пообещали провести и в СКР, но о ее результатах, похоже, пока ничего не известно. А минувшим летом правозащитники узнали о массовом избиении зэков в исправительной колонии № 2 в Татарстане. Свидетелями происшествия стали родственники заключенных. Ранее большой скандал вызвало появление в Интернете видеозаписи, на которой было зафиксировано «превентивное» избиение заключенных свердловской исправительной колонии № 2. «Процент садистов во всех тюрьмах мира примерно одинаков: их около 10%, – резюмирует Валерий Борщев. – Разница в том, что в некоторых странах пытки жестоко пресекают, а в некоторых – нет».