0
4222
Газета Политика Интернет-версия

28.03.2013 00:01:00

Суд над властью

Тэги: госдума, законопроект, административный суд


госдума, законопроект, административный суд Фото Reuters

Госдума приступила вчера к изучению президентского пакета законопроектов о создании в стране административных судов. Владимир Путин обещал создание судов, где граждане смогут спорить с государством, в одной из своих предвыборных статей, а затем записал это в своем указе от 7 мая 2012 года о совершенствовании системы госуправления. В проекте специально оговорено, что доказывать свою правоту должна будет именно власть.
Административное судопроизводство прописано в российской Конституции, однако хотя с момента ее принятия прошло почти 20 лет, эта ее статья так и оставалась спящей. Напоминал о ней время от времени только Верховный суд РФ, который даже направлял в Думу соответствующие законы. Однако там они оставались без движения – понятное дело, не столько из-за нерасторопности депутатов, сколько из-за категорического отказа власти взять на себя дополнительную нагрузку. А именно отбиваться в судах против граждан, которые считали бы, что их права нарушены, а свободы ограничены. Ну и, конечно, другой причиной нежелания заниматься созданием административных судов было понимание, что эти права и свободы игнорируются настолько повсеместно, что их обсуждение в судах и будет занимать у государственных мужей все их служебное время. Однако Владимир Путин, выступая в качестве кандидата на последних президентских выборах, все-таки пообещал, что власть все-таки создаст суд над самой собой. Позже данное обещание было закреплено и в одном из инаугурационных указов победившего на выборах претендента.
Впрочем, в этом документе сделать необходимое дело было поручено правительству. Причем в срок до сентября 2012 года. Это задание новый кабинет министров, очевидно, провалил. Максимум, что смогла исполнительная власть, – это разработать отдельные поправки по отдельным аспектам деятельности админсудов. Типа права граждан и общественных организаций на подачу коллективных исков и некоторые другие. И вот в вялотекущую процедуру вынужден был вмешаться глава государства. В Госдуму поступил и проект Кодекса административного судопроизводства (КАС), и все необходимые изменения в действующее законодательство, без которого новая судебная процедура не сможет работать. Стоит отметить, что Путин пошел по компромиссному пути: отдельная судебная система в стране не создается, споры граждан с государством станут рассматривать суды общей юрисдикции, но по особым правилам.
Главным из них является то, что обязанность доказывать свою правоту возлагается не на гражданина и любого другого истца, подавшего в суд на власть, а именно на последнюю. В статье 64 КАС РФ так прямо и указано: «Обязанность доказывания законности оспариваемых по административным делам и нарушающих права (в том числе избирательные права и право на участие в референдуме), свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо». При этом имеется и еще одно важное уточнение. Оно заключается в том, что именно госорганы «обязаны также подтверждать фактические данные, на которые они ссылаются как на основание своих возражений». Впрочем, и истцам голословных заявлений делать тоже будет нельзя. Им предписывается точно указывать, против каких нормативных документов они подают иск, на какие действия или бездействия жалуются, в чем они видят нарушение своих прав или прав неограниченного круга лиц.
Выглядят эти требования вроде бы скромно, однако и они позволят судам часть исков все-таки безвозвратно отклонять. Впрочем, предлагаемая схема вообще выглядит настоящей сказкой, и можно предположить, что реальная судебная практика многие заложенные в КАСе идеальности грубо откорректирует. Однако все равно для власти с 1 января 2014 года явно настанут более трудные, чем теперь, времена. Взять хотя бы судебные процессы по избирательным нарушениям. Сегодня они проходят в виде игры в одни ворота. Суд почти всегда стоит на стороне избиркомов, которые обычно и являются целью почти всех исков. Поэтому часто по сути дела пустые заявления последних принимаются на веру – и на их основании гражданам и партиям в исках отказывается. Но теперь избиркомам придется доказывать свою правоту, причем, напомним, представлять некие фактические данные. В избирательных спорах – по результатам выборов – это бюллетени. Кстати, по неоднократным заверениям оппозиции, еще практически никому и ни разу не удалось добиться судебного решения о пересчете бюллетеней для доказательства фальшивости протоколов. И вот теперь вскрывать запечатанные многими печатями урны, видимо, время от времени все-таки придется.
Впрочем, в отношении избирательных споров в проекте КАС РФ заметен какой-то явный пробел. Дело в том, что по всем остальным видам административных дел прописана такая процедура, как меры предварительной защиты. Они принимаются судом по просьбе истца тогда, когда есть опасность, что пока судебное разбирательство идет, права, свободы и законные интересы граждан и организаций могут нарушаться властью и дальше. По некоторым видам дел, уточняется в КАСе, такие меры приняты быть не могут. Например, когда спор идет о каком-то федеральном или региональном законе. Приостановить его действие для всех суд не имеет права, но может – для одного только истца. А вот меры защиты по разбирательствам о выборах, если таковые еще идут, принимать нельзя. Ни арестовывать избирательную документацию, ни приостанавливать деятельность избиркомов, ни запрещать им принимать какие-либо законные решения. Но о том, можно ли все это требовать уже после окончания выборов, в законе почему-то не говорится.
Руководитель пресс-службы Верховного суда Павел Одинцов сообщил «НГ», что в его ведомстве приветствуют инициативу президента: «Мы на протяжении длительного времени сами принимали в этом процессе активное участие и по-настоящему рады президентской инициативе, потому что поставлена точка в долгой истории. Действительно крайне важно, что в первую очередь будут защищены интересы граждан. Важно также, что и Конституция будет реализована, поскольку в проекте зафиксировано, что  административное судопроизводство – прерогатива судов общей юрисдикции».   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1267
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
899
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1050
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1061

Другие новости