Причины аварий – в привилегиях водителей с «корочками» и в коррупции на дорогах. Фото Reuters
В начале апреля правительство страны намерено рассмотреть очередную программу повышения безопасности дорожного движения на 2013–2020 годы. Хотя предыдущая так и не была исполнена по главному показателю – снижению смертности на дорогах. Вместо полуторакратного уменьшения этот индекс снизился всего на 27%.Экспертный совет при кабинете Дмитрия Медведева распространил доклад, в котором утверждается, что традиционные меры технического характера, как и бесконечное ужесточение наказаний за нарушение правил, бессмысленны. Эксперты уверены, что для наведения порядка на дорогах нужно покончить с привилегиями статусных водителей. Если будет утверждена правительственная программа, то под нее, понятное дело, предусмотрят и бюджетные расходы.
Точная сумма пока не известна, но вот предыдущая аналогичная программа, действовавшая в 2006–2012 годах, обошлась примерно в 50 млрд. руб. Новая, по оценкам ряда специалистов, может потянуть и на все 100. Предполагаются очередные закупки светофоров и камер, оперативная медпомощь при ДТП и другие важные меры, но одновременно, конечно, и существенное повышение штрафов и прочих наказаний – вплоть до уголовных – нарушителям. Не будет обойдено вниманием и качество обучения водителей, возрастут требования к инфраструктуре и так далее. Все это должно привести к дальнейшему снижению главного показателя дорожного благополучия – количества человеческих смертей на 10 тыс. автомобилей. Уровень транспортных рисков к 2020 году должен составить 4,17 единицы вместо 6,6 в 2012 году. Ну а к 2030-му, который для властей сейчас считается своего рода вершиной, этот индекс вообще должен упасть до 2,44 единицы.
Новая ФЦП готовится уже несколько лет, обсуждалась она в том числе и с привлечением автомобильной общественности, которая, как и полагается, критиковала ее громко и мощно. Но, похоже, как всегда, с небольшим результатом в смысле изменения основных подходов программы. Это становится ясно из распространенного вчера любопытного документа. На сайте открытого правительства появился доклад Экспертного совета при правительстве РФ о действительно неотложных мерах по повышению дорожной безопасности. Аналитическую помощь околоправительственной структуре оказали Высшая школа экономики и ВЦИОМ – как известно, тоже не самые оппозиционно настроенные организации. И тем не менее главный вывод их доклада заключается в том, что принимаемая программа, по сути дела, не имеет смысла, потому что в ней не предлагается решений, которые радикально изменят ситуацию. Правительственные эксперты выступили против кабинета Дмитрия Медведева потому, что тот не ставит задачи беспощадной борьбы с дорожными привилегиями, а по сути дела, с настоящим дорожным феодализмом. Это когда стиль и способ езды диктуются или служебным положением ездока, или его родственными и дружественными связями с властью, или, наконец, стоимостью его автомобиля. И, конечно, все эти же обстоятельства обуславливают и отношение к таким хозяевам жизни со стороны инспекторов ГИБДД. Которые в основном предпочитают с ними вообще не связываться.
Эксперты указывают, что ФЦП 2006–2012 годов ставила задачу снизить индекс транспортных рисков в полтора раза, а фактически обеспечено уменьшение лишь на 27%. Это тоже много, отмечается в докладе, но все дело в том, что развитые автомобильные страны уже давно «упали» за уровень ниже единицы. А это значит, что даже если хотя бы к тому же 30-му году Россия пробьется к отметке в две единицы, она все равно будет катастрофически отставать. При этом наша страна, как это, впрочем, уже не раз бывало, продемонстрировала, что общемировые тренды и законы здесь теряют свою универсальность. Например, еще в середине прошлого века было установлено: массовая автомобилизация через какое-то время сама по себе приводит к снижению смертности на дорогах – люди просто привыкают жить среди источников повышенной опасности. Ну и, конечно, грамотные действия властей тоже способствуют этому. Однако в России, быстро превращающейся в автомобильную страну, это не так. Например, за последние два года кривая смертей снова полезла вверх.
А это значит, делают вывод эксперты, что все дело в деятельности власти, которая не обращает внимания на важность таких проблем, как равенство на дорогах, подчинение всех одним правилам, отказ прежде всего, так сказать, элитных слоев общества от вызывающего поведения за рулем. И вывод этот вовсе не умозрительный, его подкрепляют и данные соцопросов, и исследования отношения дорожных полицейских к проносящимся мимо них авто ценой, сопоставимой с их многолетней официальной зарплатой. Например, по результатам работы ВЦИОМа выяснилось, что сами гибэдэдэшники в целом по стране уверены, что «непростые» машины составляют от 2 до 10% потока. В Москве же инспектора то ли более внимательны, то ли более откровенны: и здесь они отмечают уже 20–40% статусных авто, а то и все 60%. Сами дорожные полицейские предлагают такие меры: отмена спецномеров со «счастливыми» цифрами и буквами, запрет на предъявление им различных «корочек» и жесткие кары за попытки давить на инспектора. Неплохо было бы, считают они, еще и продолжить практику спецрейдов, а также оснастить самих гибэдэдэшников и их транспорт онлайн-камерами. Кстати, все опрошенные инспектора показали весьма высокий уровень социальной нетерпимости к богатым и «блатным» автомобилистам: по их мнению, половина из них намеренно демонстрируют свое превосходство и неприкасаемость. Однако останавливать их они опасаются, потому что боятся наказаний за свой энтузиазм. Ведь даже «парикмахер главы республики», как сказал в интервью социологам один из инспекторов, не просто тряс удостоверением, но и звонил своим покровителям. Кстати, кроме служебных «корочек» в ходу и книжечки различных ветеранов и даже визитки главы местного УВД с личной подписью.
Опрошенные ВЦИОМом граждане к «дорожной элите» относятся уже не столь радикально: только 11% полагают, что привилегии способствуют нарушениям правил. Правда, при этом 47% сетуют на низкий уровень культуры участников дорожного движения, то есть по большому счету все равно против «лихачей». Кстати, вопросы об отношении к ужесточению санкций в целом для всех нарушителей и отдельно к увеличению штрафов для состоятельных людей дали примерно одинаковое количество ответов – 68% и 66%. А согласие с отменой спецномеров вообще зашкалило за 80%. Экспертный совет при правительстве РФ все эти способы избежать наказания называет «феодальной практикой», не забывая, впрочем, указать и на привилегии, «оплачиваемые на месте и по факту нарушения». То есть о коррупции среди самих гибэдэдэшников, пусть даже они, возможно, и пытаются представить ее своего рода местью «богатеньким буратино». А в общем и целом эксперты утверждают, что никакие нормы с таким большим количеством исключений действовать нормально не могут.
Правда, возникает вопрос, а по нужному ли адресу они обращаются. Ведь российские власти до сих пор ни разу не показали желания приступить к наведению равенства на дорогах. И даже постоянно отказываются сделать такую мелочь, как введение определения «опасной езды» с соответствующим наказанием за нее. Например, в Госдуме партия власти при поддержке правительства регулярно отклоняет такого рода инициативы оппозиции и регионов. Объясняя, что не хочет порождать новые злоупотребления гибэдэдэшников. При этом, впрочем, не предпринимая никаких усилий для того, чтобы помешать им заниматься и старыми злоупотреблениями типа засад за поворотом и поголовного штрафования уличного потока за выезд на встречку в тех местах, где не сделать этого невозможно. Ну а глава кабинета министров Дмитрий Медведев, как известно, вообще сторонник радикального ужесточения наказаний – в том числе за «пьяную езду». Хотя именно он и сделал таковой почти любую после того, как настоял на принятии «нулевого промилле» и до сих пор сопротивляется его либерализации.