Спецназ ГРУ составит костяк нового рода войск. Фото Дмитрия Чеботарева/PhotoXPress.ru
Собеседник «НГ» также считает, что командование ССО будет активно взаимодействовать с органами военной разведки, контрразведки и со Службой внешней разведки. По его словам, с учетом развития новых военных угроз задачи для армейского командования ССО в современной войне будут постоянно видоизменяться. Они, к примеру, уже не во всем будут аналогичны тем, что решал советский спецназ в Афганистане более 20 лет назад, но будут похожи, особенно по целям и способам борьбы, на те операции, которые проводят против талибов силы НАТО и США в этой стране сейчас.
Впервые открыто о формировании командования ССО заявил недавно, встречаясь с военными атташе, начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов. При этом он подчеркнул, что командование ССО «занимается плановой работой и выполняет мероприятия плана подготовки Вооруженных сил». Герасимов уточнил, что уже разработан комплект руководящих документов, определяющих направления развития, способы подготовки и применения этих сил. Других подробностей начальник Генштаба не сообщил, хотя отметил: силы ССО созданы после изучения практики формирования, подготовки и применения сил специальных операций ведущих государств мира. Не секрет, что подобные структуры давно действуют в вооруженных силах Великобритании, Германии, Франции, Канады и США. Известно, что из государств СНГ командование ССО имеется в Белоруссии. Недавно, говоря о расширении функций Объединенного штаба ОДКБ, о формировании в нем управления Силами специальных операций заявил генеральный секретарь организации Николай Бордюжа. Данная структура была утверждена на саммите глав государств ОДКБ, состоявшемся в Москве в декабре прошлого года.
У СССР и постсоветской России есть богатый опыт применения соединений спецназа в реальных боевых действиях. Ветеран военной разведки генерал-майор Сергей Канчуков вспоминает, что в 80-х годах в Советской армии было сформировано 14 отдельных бригад специального назначения (СпН) окружного подчинения, два отдельных учебных полка, действовали отдельные отряды СпН и около тридцати отдельных рот. Все они подчинялись Главному разведывательному управлению (ГРУ). Канчуков обращает внимание на то, что в Афганистане «от 75 до 80% эффективности всех боевых действий в составе 40-й армии (она там действовала с 1979 по 1989 год) – на счету спецназа ГРУ, а состав спецназа – это около 1% от общей численности личного состава армии». По мнению Канчукова, аналогичная эффективность была у спецназа ГРУ во время боевых действий в первую и вторую чеченские кампании, а также во время скоротечной войны с Грузией в августе 2008 года. Однако после этого тогдашнее руководство военного ведомства решило проводить «непонятные» реформы, которые не лучшим образом, по мнению Канчукова, повлияли на спецназ. Были сокращены две бригады СпН в Бердске и Асбесте. «ГРУ не смогло отстоять свои ударные подразделения и в соответствии с решением начальника Генштаба Николая Макарова передало их в состав сухопутных войск», – говорит эксперт.
И вот сейчас, судя по всему, ситуация меняется. Хотя бригады СпН не будут подчиняться ГРУ, для управления ими, как было сказано выше, создается специальное командование. Источники в Минобороны сообщают, что части и соединения ССО в основном будут комплектоваться профессионалами. Хотя для подготовки мобилизационного резерва после соответствующего отбора в ССО будут направляться и военнослужащие по призыву.