Фото Reuters
Ситуация в Молдавии и ее евроинтеграционные перспективы в эти дни обсуждаются в Брюсселе. И.о. премьер-министра республики Влад Филат отправился туда с намерением рассказать, как в республике разрушился правящий Альянс «За европейскую интеграцию». Ранее – 8 марта президент Молдавии Николай Тимофти принял отставку правительства Филата, тем самым дав старт дискуссиям относительно кандидатуры нового главы кабинета министров. Одновременно в молдавской элите усилились дискуссии о сценариях развития политической ситуации, которые допускают как проведение досрочных выборов, так и консервацию сложившейся ситуации с сохранением у власти Влада Филата в должности и.о. главы правительства.Распад коалиции Альянс «За европейскую интеграцию» (АЕИ) из либерально-демократической, демократической и либеральной партий в определенной степени был предсказуем. Во-первых, слишком разные программы имели входящие в коалицию парламентские силы. Во-вторых, в коалиции сталкивались экономические интересы разных бизнес-групп, что негативно сказывалось на политических переговорах партнеров по Альянсу. С первых дней своего руководства Филат взял курс на укрепление своих позиций в стране и добился в этом значительных успехов. Однако его бизнес-аппетиты и политические амбиции вызвали возрастающее недовольство у партнеров по Альянсу. Наконец, коалиция была «собрана» при активном участии западных стран, которые оказали большое влияние на развитие политических процессов в Молдавии. Перед ними стояла задача последовательно вести Молдавию в сторону ЕС и сохранять сложившуюся дистанцию в российско-молдавских отношениях. Надо сказать, что с этими задачами представители Альянса справились.
Молдавская коалиция, представленная АЕИ, не могла действовать без политической поддержки со стороны западных стран, которые закрывали глаза на многочисленные нарушения. Незаконное прослушивание телефонных разговоров, вольная трактовка конституционных норм стали привычными в молдавской политике. В результате партии, входящие в АЕИ, фактически приватизировали государственные должности, поделив по квотному принципу ключевые посты в государственной системе власти.
События в конце декабря 2012 года во время охоты в заповеднике «Пэдуря Домняскэ» с участием высокопоставленных чиновников стали поводом, но никак не причиной нового витка борьбы между партнерами по коалиции. Реальные причины усиления соперничества внутри Альянса кроются в социально-экономической сфере. Экономические проблемы в Молдавии, стремительный рост внешнего долга и снижение жизненного уровня молдавского населения значительно снизили электоральную базу партий, входящих в Альянс. Кроме того, под вопросом оказалось соглашение об Ассоциации, которое предполагалось подписать осенью 2013 года. В ЕС склонялись к тому, чтобы не спешить брать на себя политические обязательства, пусть во многом и декларативные. Отсутствие прогресса на европейском направлении, которое было приоритетным для Альянса на фоне социально-экономических проблем, могло обернуться дальнейшим падением рейтингов коалиционных партий. Это грозило для них серьезными потерями на парламентских выборах, запланированных на 2014–2015 годы. Все это подталкивало партии, входящие в коалицию, к поиску внутренних врагов с расчетом таким образом улучшить собственные рейтинги за счет критики партнеров.
К достижению компромиссного решения партии будет подталкивать стремление избежать проведения досрочных парламентских выборов. В них, кроме молдавских коммунистов, никто не заинтересован. В свою очередь, для коммунистов тактическое сотрудничество с политическими силами прозападной ориентации определяется сложившейся в стране расстановкой сил. Раскачивая политическую ситуацию и ослабляя партии из АЕИ, коммунисты рассчитывают добиться проведения досрочных выборов, на которых они намерены усилить свои позиции в законодательном органе страны. Впрочем, даже наличие самой многочисленной фракции еще не будет гарантировать создания ими парламентского большинства.
Оказать поддержку Филату пытается президент Николай Тимофти, который заинтересован в сохранении коалиции партий, входящих ранее в АЕИ, и назначении их представителя на должность главы правительства. Однако взаимные претензии и амбиции при переделе властных полномочий в структурах исполнительной власти затруднят достижение договоренностей.
Позиция молдавского президента находит поддержку в ЕС и США, которые не заинтересованы в усилении Компартии Молдавии, периодически выдвигающей идеи присоединения страны к Таможенному союзу. Впрочем, пророссийская риторика коммунистов не должна вводить в заблуждение.
В отличие от ЕС и Румынии Россия остается пассивным наблюдателем молдавских политических событий. Это связано с отсутствием у Москвы партнеров в Кишиневе и реальных рычагов влияния на молдавскую политику, которая в последние годы приобрела откровенно прозападную направленность.