Учения Blackseafor проводятся уже не первый год.
Фото с офицального сайта Министерства обороны РФ
Созданная в 2001 году в Стамбуле ЧВМГ ОВ, вообще-то, никак не зависит от Североатлантического альянса. Это не раз подчеркивали ее российские представители, а также турецкое руководство, заинтересованное в недопущении в Черное море третьих стран. Ведь цели этой организации чисто региональные – военно-гуманитарные, миротворческие, связанные с борьбой с терроризмом и т.п. Между тем российские военно-дипломатические источники сообщают, что в последнее время Турция отходит от ранее заявленных позиций, а союзники по НАТО – Болгария и Румыния, а также союзник США в регионе – Грузия разделяют предложения руководства альянса о присоединении его кораблей к участию в Blackseafor. А в более широком смысле – к постоянному военному присутствию НАТО на Черном море.
Данная позиция не раз высказывалась руководством альянса и отражена в докладе НАТО «Черноморский регион: горизонт 2020». В рамках этого документа регион рассматривается в качестве стержня между основной частью Европы и «Большим Ближним Востоком» и служит плацдармом для борьбы с глобальным терроризмом. Именно в этих целях в Турции, Болгарии, Румынии и других странах региона американцы планируют развернуть эшелонированную стратегическую противоракетную оборону. В том числе – на военных кораблях НАТО в Средиземном и Черном морях.
Пока официально в ЧВМГ ОВ возможности интеграции Blackseafor с аналогичными миссиями НАТО в Средиземноморье не обсуждались. Между тем российское руководство настораживает тот факт, что данная тема перманентно поднимается в турецких и румынских СМИ. Особенно часто об этом сообщалось на прошлой неделе, когда российское руководство официально объявило о планах формирования в Средиземноморье на постоянной основе оперативного соединения кораблей. При этом в некоторых СМИ стран НАТО обсуждался вопрос о низкой эффективности учений Blackseafor. В качестве доказательства приводился пример, когда якобы в августе 2008 года причерноморские страны не смогли предотвратить конфликт на Черном море между Россией и Грузией.
Обсуждение данных вопросов в подобном русле, конечно же, не соответствует интересам Москвы. Более того, в российском военном руководстве не исключают провокаций во время проведения маневров. Видимо, чтобы застраховаться от возможных чрезвычайных происшествий, пресс-служба Южного военного округа официально заявила вчера, что на большом противолодочном корабле «Новочеркасск» на период активации «будет размещено подразделение морской пехоты ЧФ для обеспечения безопасности корабля при стоянках в иностранных портах. Морские пехотинцы также будут привлечены к корабельным тренировкам, примут участие в учениях по отражению атаки малоразмерной цели и по досмотру подозрительного судна».
Источник в Главном штабе ВМФ сообщил «НГ», что подобные и более грозные дополнительные меры безопасности предприняты на всех военных кораблях, находящихся в дальних походах. Это сделано после того, «как в конце февраля боевые корабли ВМФ РФ, действовавшие в восточной части Средиземного моря, неоднократно подвергались облету самолетов базовой патрульной авиации США и Турции, а натовские беспилотники на сверхмалых высотах приближались к российским кораблям и пролетали над ними».
Как известно, территория корабля является частью территории его страны, а воздушное пространство над ним также обладает суверенитетом. Можно только представить, какой мог возникнуть конфликт, если бы российское командование решило сбить над своей территорией натовские летательные аппараты или если самолет или беспилотник упал бы на российский корабль.
Командование российского флота озабочено тем, что «впервые после времен холодной войны корабли НАТО допускали в отношении судов ВМФ РФ провокации, которые могли привести к тяжелым последствиям». Сообщается, что «в относительно небольшом районе Средиземного моря одновременно действовали два разведывательных корабля ВМС Германии, которые неоднократно вклинивались в строй соединения ВМФ России, затрудняли маневрирование, а также несколько раз пересекли его курс». Подобные действия в прошлом, кстати, не раз приводили к столкновениям боевых кораблей.
Источники «НГ» в военном ведомстве рассказали о том, как один из немецких кораблей-разведчиков мешал российскому соединению в Средиземноморье. Между тем таким же образом в отношении германского корабля действовал два месяца назад корабль ВМС Сирии. Тогда официальный представитель оборонного ведомства ФРГ Штефан Парис заявил, что «сирийский патрульный катер пошел наперерез курсу безоружного германского корабля». Парис назвал действия сирийских моряков «морской грубостью и демонстрацией дурных мореходных навыков». Теперь эти «дурные навыки» в отношении российских кораблей продемонстрировал сам немецкий корабль-разведчик.