04.03.2013 00:01:00
Год президента
Политологи утверждают, что Владимир Путин поменялся. Иной стала и обстановка в стране. Обновилась политическая стилистика президента, сменили направление векторы главных политических ударов, он стал чаще публично обращаться к не своей целевой аудитории. «Для того чтобы понять, что политика Путина в 2012 году существенно отличалась от проводимой в нулевые, нет необходимости быть политологом, – уверен политолог Павел Данилин. – Действительно, мы видим новую политику, связанную с тем, что появилось много больше возможностей, с одной стороны, и потребностей, с другой, удовлетворять политические требования большинства».
Данилин говорит, что «в начале нулевых, когда Путин только пришел к власти, в стране идеологически и политически торжествовал дикий либерализм, абсолютно подавлявший требования и волю большинства». «Либерализм в российском изводе вообще тоталитарен и нетерпим, – уточняет Данилин. – Путину в нулевых пришлось иметь дело с громадной страной, которую ненавидимые ею чиновники и бизнесмены завели в тупик и подвели к границе гражданской войны. Из этого состояния мы довольно быстро выкарабкались, но, как бы там ни было, первые две путинские легислатуры он был все же вынужден максимально учитывать интересы либеральной группировки. После 2011 года, когда эта группа солидарно выступила против Путина, а также после его победы в 2012 году позиции либералов в идеологической сфере были крайне ослаблены».
«Победа Путина (на президентских выборах 2012 года. – «НГ») была достигнута вопреки либеральному дискурсу, при однозначной поддержке консервативного большинства, – подчеркивает Данилин. – Это и определило вытеснение либералов на обочину политической жизни и социально-консервативный курс президента и его администрации в прошлом и текущем годах».
Главные задачи нового президентского срока Путин сформулировал в своих семи предвыборных статьях. Тогда Путину удалось сломать тенденцию, обратившись не к отдельным электоральным группам, а адресовав свою программу всему российскому обществу. И уже после победы Путина на выборах эта новая повестка дня, публично предложенная через российскую прессу, обрела форму указов главы государства. Теперь драматургия третьего срока будет развиваться вокруг их исполнения.
«Концепция третьего срока Владимира Путина была сформулирована в его семи предвыборных статьях, и нет никакого резона искать другой источник мотивации его нынешних действий, ведь президента избрало население, чтобы он выполнил свой контракт. Собственно, он его и выполняет по пунктам», – считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Владимир Путин не может разочаровать своих избирателей, тех, кто проголосовал за него на президентских выборах, поскольку он последовательно и педантично старается выполнить свои предвыборные обещания: соответствующие органы созданы, работа налажена, все механизмы для выполнения обещаний работают, – полагает Мухин. – Теперь дело за исполнителями. Важно, чтобы президент держал руку на пульсе, стимулировал и даже иногда принуждал при необходимости исполнителей сделать то, для чего они поставлены на свои посты. Это касается многих сфер – партийного спектра, исполнительной вертикали, аппарата самого президента».
Мухин уверен, что «судя по тенденциям, проявившимся в последнее время в обществе, в социальной сфере, большая часть предвыборных обещаний Владимира Путина к 2018 году будет выполнена».
Сохранение народа назвал главным вектором нынешней политики Владимира Путина профессор Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Гавра.
«Политический вектор Владимира Путина носит, как это ни странно звучит, неполитический характер, я бы назвал его «сохранение народа», – отметил Гавра. – Мы мало об этом говорим, но то, о чем он раз за разом повторяет – демография, рождаемость, дети – это самая главная политика. Именно об этом мы почему-то забываем. Семьи, квартиры, зарплаты офицерам – все это вместе называется «сохранением народа». Настоящие национальные лидеры, которые приходят всерьез и надолго, прежде всего заботятся именно об этом, и память о них остается именно по таким показателям».
«Я университетский профессор и вижу, как демографическая яма, которая была в ельцинский период, приводит к тому, что у нас не хватает рабочих рук, молодых специалистов, – пояснил Гавра. – И демография – это настоящая стратегическая политика, которой занимается Путин».
Гавра добавляет, что также можно говорить «о чисто политической составляющей, о наращивании оборонного потенциала, о борьбе с коррупцией, о международной политике, ПРО, о развитии, скажем, крупных совместных международных проектов в Латинской Америке». «Это, конечно, все важно. Но, с моей точки зрения, стратегический вектор политики Владимира Путина – сохранение народа», – заключил эксперт.
Комментарии для элемента не найдены.