«Защитников детей» заподозрили в корыстолюбии. Фото Reuters
В минувшую субботу прокремлевские силы и оппозиция мерялись маршами. В столице прошел Марш в защиту детей, призванный оправдать запрет на усыновление российских сирот американцами. Сразу же после акции некоторые его участники пожаловались в полицию, что им не заплатили организаторы мероприятия. А блогеры обнаружили целый ряд объявлений о наборе на марш платной массовки. О том, что за поход на прокремлевский марш обещали различные поощрения, сообщили и студенты нескольких столичных вузов. На этом фоне оппозиция, преимущественно левая, собрала в Москве и Петербурге социальные марши.Марш в защиту детей собрал, по данным ГУВД Москвы, около 12 тыс. человек. Это не помешало федеральным телеканалам с гордостью отрапортовать о том, что участников скорее всего было около 20 тыс.
В эфир государственных СМИ вновь попала картинка с экрана полицейского вертолета, демонстрирующая заполненный людьми Сретенский бульвар столицы. Наблюдатели, впрочем, подчеркнули, что на оппозиционный Марш против подлецов, осуждающий запрет на усыновление, вышло в начале января значительно больше граждан.
Одна из организаторов акции, лидер движения «Русские матери» Ирина Бергсет, объявляла со сцены, что российские усыновители ничем не хуже американских. А федеральное ТВ продемонстрировало интервью с женщиной – участницей акции, которая рассказала, что ее удочеренного ребенка пытались забрать приемные американские родители, однако она им этого не позволила. Стоявшая рядом девочка испуганно смотрела то на свою приемную мать, то в камеру.
Кто из пришедших на мероприятие сделал это по зову сердца, доподлинно неизвестно. Сразу после акции Интернет наводнили ехидные фото и видеоролики, где были запечатлены десятки пришедших на марш работников сферы ЖКХ из Средней Азии. «Поддержим российское усыновление», – озаглавили блогеры подпись под фото с двумя улыбающимися иностранками.
В Сети опубликованы десятки скриншотов объявлений с сайта Массовки.ру, занимающегося подбором участников массовых мероприятий – для съемок кино или телешоу. По данным блогеров, за участие в марше предлагали около 400 руб. Cразу после окончания марша несколько его участников отправились в ОВД «Тверское» писать заявление о мошенничестве (им якобы не заплатили), сообщил лидер проекта «Росагит» Вадим Коровин, лично наблюдавший за этой сценой. В пресс-службе московского ГУВД информацию о получении заявлений подтвердили, пообещав их внимательно изучить. В свою очередь, студенты нескольких столичных вузов рассказали журналистам о том, что их также заманили на марш поощрениями – пообещали списать задолженности и выдать бесплатно «листы пересдач» – в некоторых заведениях они платные. Списком таких вузов уже заинтересовались в Союзе ректоров России, которые обратились к руководству некоторых вузов с просьбой объяснить происходящее.
Одновременно с «маршем подлецов», как назвали мероприятие некоторые блогеры, в Москве и Санкт-Петербурге шествия провела оппозиция. Мероприятия обозначены были как социальные марши с требованиями исключительно социального характера. Например, с протестами против повышения цен на ЖКХ. Оба мероприятия собрали по нескольку тысяч человек. «Считаю, в условиях информационной тишины неплохо», – сообщил в своем Twitter депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев. Эксперты же констатировали, что акция стала попыткой левых обозначить свое присутствие на политическом поле, однако особым успехом не увенчалась – стало ясно, что основной костяк митингов составляет демократический электорат и волнует его отнюдь не повышение тарифов ЖКХ, а удушение прав и свобод.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин сообщил в беседе с «НГ», что привязывать детские проблемы к социальным маршам было весьма странно: «Видимо, у властей было желание перебить в информационном поле социальный марш оппозиции. Но зачем? Ведь он изначально был достаточно уязвим». Эксперт подчеркнул, что организаторы прокремлевской акции ошиблись в расчетах: «Марш в защиту детей привел к дополнительным скандалам – начиная с того, что некоторые его участники даже не знали, кто такой Кирилл Кузьмин, и путали его с умершим братом, не понимая, зачем мальчика надо возвращать в Россию. И заканчивая экстравагантным заявлением Ирины Бергсет о том, что ее ребенка одевают в костюм Путина и насилуют в Норвегии». Напомним, что органы опеки страны приняли решение оставить четырехлетнего ребенка Бергсет с норвежским отцом мальчика.
В субботу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что российские официальные лица продолжат добиваться возвращения в Россию брата погибшего в США Максима Кузьмина Кирилла в Россию. Власти США заявляли ранее, что он в Россию не вернется.