Геннадия Зюганова вдохновляет позиция руководства страны.
Фото с официального сайта КПРФ
Юбилейный XV съезд КПРФ завершился вчера полным одобрением политических отчетов руководства партии и переизбранием ее председателя. Как и ожидалось, позиции Геннадия Зюганова остались непоколебимы. Судя по тексту приветствия Владимира Путина, руководство страны нужды в расколе старейшей оппозиционной партии не испытывает.
Задолго до съезда в СМИ появились предсказания: руководство Компартии столкнется с противодействием внутренней оппозиции. Знаменем ее стал бывший член политбюро ЦК КПСС Егор Лигачев, вставший на защиту коммунистов и региональных парторганизаций. Оппозиционные коммунисты даже призывали делегатов съезда голосовать против переназначения Зюганова. Однако вчера все эти планы и прогнозы оказались неверными. Зюганов опять стал председателем партии.
Внимание российской власти к собранию вроде как главных ее противников подчеркнул приход на съезд начальника Управления внутренней политики президента Олега Морозова. Он зачитал коммунистам приветствие от Владимира Путина. «КПРФ – одна из старейших политических партий страны со своей историей и традициями, четко обозначенной идеологической позицией, с солидным кадровым и организационным потенциалом. Выражая интересы миллионов своих избирателей, партия активно участвует в работе федерального парламента, региональных и муниципальных органов власти», – считает глава государства. Путин подчеркнул, что «все конструктивные предложения и идеи независимо от того, какая политическая или общественная сила их выдвигает, должны быть востребованы». И это при том, что именно КПРФ требует радикального изменения прежде всего социально-экономического курса страны. Например, Зюганов в отчетном докладе 23 февраля заявил об окончательной готовности России да и всего мира к «левому повороту». Впрочем, реальность остается прежней – крупная фракция в Госдуме, фракции в региональных парламентах, посты мэров в некоторых городах и поселках – вот и все, что удается завоевать КПРФ. Более того, по итогам думских и президентских выборов впервые было принято решение не оспаривать их в судах. Тяжбы признаны политически нецелесообразными, поскольку они однозначно будут проиграны.
Между тем в последнее время стала заметна тенденция сближения главной оппозиционной силы с властью. Поскольку Путин демонстративно дистанцировался от ЕР, КПРФ стало легче поддерживать его во внешней политике. Например, коммунисты поддержали скандальный «закон Димы Яковлева», голосуют в Госдуме они и за многие другие инициативы президента. Власть, в свою очередь, приостановила подрывную работу против КПРФ. Например, те же самые внутренние оппозиционеры, поначалу явно поддержанные в провластных СМИ, были из них изгнаны. Конечно, об их теоретическом существовании, скажем, государственное телевидение сообщило, но не более того. Не были выпущены на экран и так называемые партии-спойлеры, которые сейчас действуют в той же электоральной нише, что и КПРФ. Заметно, что на самом верху было решено юбилей коммунистам не портить.
Съезд КПРФ запомнится, в общем, только заявлением Зюганова о будущих сотнях «красных блогеров», которые должны будут «разрушать антикоммунистические стереотипы и прорывать информационную блокаду» через социальные сети. Которые руководство Компартии признает очень дешевым, но весьма эффективным средством распространения информации. Уход оппозиции в виртуальную реальность, как представляется, будет полностью властью поддержан. Имитация политической деятельности в Интернете, как известно, сейчас приветствуется. Ну а для тех, кто стремится вырваться из сети на улицу, все ограничения и наказания за их нарушения уже имеются.
Интересно, что многолетнее и плотное сотрудничество оппозиции и власти приводит не только к тому, что последняя перехватывает наиболее актуальные ее лозунги и вооружает ими своих людей – скажем, в Общероссийском народном фронте, который уже превратился в явную левоцентристскую структуру. Но и оппозиция тоже заражается от власти некими привычками. Например, желанием править, опираясь на вертикаль.
Как уже писала «НГ», новый устав КПРФ, который был XV съездом полностью одобрен, как раз и производит такую вертикализацию Компартии. В которой приказ сверху вниз должен проходить легко и быстро, а вот сигналы недовольства в противоположном направлении – с очевидным затуханием. Любопытно, что в докладе съезду Зюганов заявил о том, что вместе с выверенной программой и внятной идеологией у КПРФ есть и «партийная вертикаль». Стоит отметить, что один из тех «ближников» Зюганова, который и занимался в последние годы строительством и укреплением такой вертикали, – глава ЦКРК Владимир Никитин – теперь официально считается одним из четырех лидеров партии.