Владимир Колокольцев будет бороться с коррупцией вместе с Борисом Титовым.
Кадр из видео с официального сайта МВД
Вчера глава МВД России Владимир Колокольцев подписал соглашение о взаимодействии в этой области с уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей. Вчера же антикоррупционные инициативы рассматривал думский комитет по гражданскому, уголовному, административному и процессуальному законодательству. Тем временем Минтруда предлагает морально поощрять борцов с коррупцией, помещая их портреты на Доску почета. Эксперты уверены – эти точечные меры не помогут, если не бороться с монополией чиновников на принятие решений. По мнению собеседников «НГ», стране угрожает деградация – по многим направлениям.
Владимир Колокольцев назвал вчера защиту прав предпринимателей приоритетным направлением в работе правоохранительных органов. И пояснил, что имеет в виду борьбу с недобросовестной конкуренцией и противодействие коррупции: «От результатов этой работы зависят экономическая безопасность в стране, эффективное развитие предпринимательства. Мы должны создать тот микроклимат, который будет благоприятным для бизнес-сообщества. И сегодня мы уже определили приоритетные направления нашего сотрудничества». Главное из направлений – информационный обмен, который, по словам Колокольцева, должен быть двусторонним, поскольку законность в своих действиях следует неуклонно соблюдать «как представителям органов внутренних дел, так и бизнеса».
Проблемами бизнес-сообщества занималась вчера и Госдума. Напомним: пару лет назад, во времена президентства Медведева, нижняя палата обсуждала вопросы либерализации Уголовного кодекса. В этой работе принимали участие опытные эксперты – на площадке президентского Института современного развития. Попытки либерализации УК в отношении бизнеса закончились ужесточением многих статей. И не только в отношении бизнес-сообщества.
А вчера Совет нижней палаты принял решение перенести на осеннюю сессию рассмотрение во втором чтении важного блока поправок в Гражданский кодекс, касающегося взаимоотношений представителей бизнеса и чиновников. Об этом сообщил глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. По его словам, работу тормозит обилие разногласий между ведомствами и другими заинтересованными лицами.
В свою очередь, в правительстве пытаются бороться с коррупцией путем ведомственных инструкций. Образец методических рекомендаций на эту тему разработало Министерство труда и социального развития. Документ предлагает, в частности, создать систему поощрений для тех сотрудников, которые сообщают о фактах коррупции. Например, направлять особо отличившимся благодарственное письмо и заносить их имена в Книгу почета с выдачей соответствующего свидетельства. При этом активные граждане должны будут сообщать не только о взятках, которые предлагают лично им, но и информировать начальство об инцидентах подобного рода, случившихся с их коллегами. Минтруда рекомендует также разработать памятки «по ключевым вопросам противодействия коррупции», включающие информацию об уголовной ответственности «за дачу и получение взятки; за получение подарков». Представляется целесообразным, написано в инструкции, «сформулировать памятки на основе типовых жизненных ситуаций. Памятки должны быть краткими, написанными доступным языком без использования сложных юридических терминов».
Насколько результативными окажутся меры, предпринимаемые государством в борьбе с коррупцией? Заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко напоминает, что эта борьба – комплексный процесс, в котором главное – убирать лишние административные барьеры: «Нужны более четкие административные регламенты, которые вводятся у нас с грехом пополам. А главное, нужен политический плюрализм – чтобы оппозиция не боялась критиковать и разоблачать, и независимая пресса и независимые СМИ не боялись размещать эту информацию». Эксперт отмечает стремление государства принять меры против коррупции – в частности, напоминает о президентском законопроекте, запрещающем зарубежные счета высших чиновников и парламентариев. «Но там такие дыры, что пара слонов легко пролезут...» – сетует собеседник «НГ».
Генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян говорит о том, что объявленному курсу на борьбу с коррупцией противоречит, к примеру, ситуация в стране с малым и средним бизнесом: «Там до сих пор сохраняются очень серьезные входные барьеры, когда человек бездарно тратит время и деньги». И дело даже не столько в регистрации компаний, замечает эксперт, сколько в условиях их функционирования: «Был период, когда малому бизнесу реально облегчили жизнь, уменьшив налоги. Четыре года назад социальные налоги на малый бизнес составляли 14% – сейчас у них так же, как у всех. Раньше мелким бизнесменам не надо было вести полномасштабный бухгалтерский учет, потому что это очень дорогостоящая процедура. У них была упрощенная система бухучета, а сейчас ее опять упразднили».
До тех пор, пока государство не обеспечит в решении проблем участия гражданского общества, считает президент Института современного развития Игорь Юргенс, всегда останется подозрение, что у власти есть любимчики: «Такие люди всегда будут подозреваться в том, что они имеют административный ресурс и соответственно из антикоррупционной борьбы исключены. Требуется дебюрократизация экономики – или экономизация бюрократии. Количество регулирующих «смотрящих» у нас таково, что оно не может не создавать коррупционного потока – потому что им жить надо...»
Цена коррупции, указывает Юргенс, – в накладных расходах бизнеса: «Все это падает тяжелым грузом на экономику. Эти расходы ощущаются не только потребителем в обычном магазине, но уже и руководителями «Роснефти», и руководителями «Газпрома», и главами ведомств, и администрацией президента. Потому что коррупция давно стала удавкой на их собственную шею – экономика дает сигнал: есть предел воровства, который может выдерживать даже такая крупная сырьевая держава, как Россия».
Точечными улучшениями и методическими рекомендациями бороться с коррупцией уже поздно, считают эксперты, опрошенные «НГ». Природа коррупции одинакова везде, она не зависит от географии. И без четкого понимания ее причин бороться с ней невозможно. В России избран ошибочный вектор – мы хотим победить коррупцию ужесточением наказаний. Непомерно повышаем штрафы, вводим все новые карательные статьи в Уголовный кодекс. По состоянию на декабрь 2012 года в Единый госреестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, внесено 5700 решений судов первой инстанции о привлечении лиц к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, сообщает Минюст.
Между тем единственно результативная борьба с коррупцией всегда основана на простой процедуре – лишении чиновников монополии на принятие решений там, где требуется свобода рук для предпринимательской инициативы. Нужна замена повсеместного разрешительного порядка в этой области на уведомительный. Ужесточением результата не добиться – это понял даже консервативный Конституционный суд, заявивший недавно о необходимости снижения штрафов за участие в митингах.
Россия делает пока очень робкие, разрозненные, непоследовательные шаги в борьбе с коррупцией. Однако нерешительность власти ведет к деградации государственных институтов, резко ухудшает инвестклимат в стране. Если не создано условий для занятий бизнесом, наукой, политикой – стоит ли удивляться желанию наиболее продвинутых россиян покинуть родину?