Алексей Пушков уверен, что американские санкции не помогут России победить коррупцию.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
На следующей неделе начинается суд по «делу Магнитского». В преддверии этого события группа депутатов Европарламента поставила перед Еврокомиссией вопрос о санкциях в отношении России, подобных американским. Парламентарии требуют наказать российских чиновников, причастных к гибели юриста и хищению многомиллиардных бюджетных средств. Между тем в Госдуме заявляют о бесполезности этой инициативы в плане борьбы с коррупцией. У юристов фонда Hermitage другое мнение.
«Продолжающееся посмертное преследование Сергея Магнитского – это еще одно нарушение норм международного и российского права, которое с очевидностью отражает ущербность российской системы правосудия и общую неспособность государства защищать своих граждан», – отмечают депутаты от фракции либералов и демократов в Европарламенте. Они объясняют «широкую парламентскую поддержку введения общеевропейских санкций в отношении российских чиновников негодованием как в России, так и в мире, связанным с арестом Магнитского, бесчеловечными условиями его содержания в заключении и обстоятельствами его гибели».
Под обращением, размещенным на сайте Европарламента, стоят подписи депутатов Ги Верхофштадта, Кристины Оюланд, Мариете Шааке и Александра Графа Ламсдорфа. Они просят вице-президента Еврокомиссии по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон разъяснить ее позицию относительно сроков «установления единого европейского списка чиновников, ответственных за гибель Сергея Магнитского и последующего увода их от ответственности» и введения в отношении них в Евросоюзе визовых санкций и ареста их активов.
Между тем, как стало известно «НГ», в Европе пока отсутствует единое мнение по поводу санкций. В недавней беседе с корреспондентом газеты представители Европарламента интересовались, насколько результативными окажутся эти меры. И выражали сомнение в юридической чистоте предприятия – ведь в случае реализации инициативы придется обвинять людей, преступления которых не доказаны судом. Кроме того, отмечали собеседники «НГ», есть опасность немотивированного расширения этих списков.
Между тем вчера глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков сообщил, что антикоррупционный эффект принятого в США «Акта Магнитского» близок к нулю, поскольку фигуранты списка не имеют счетов и имущества в США: «Это 60 человек из прокуратуры, ФСИН, налоговых служб, которые не имеют собственности и счетов в Соединенных Штатах». Президент США Барак Обама, заметил Пушков, «не был счастлив от того, что Конгресс принял «Закон Магнитского».
Представитель Hermitage Capital, в свою очередь, сообщил «НГ», что за последние 20 лет в России не было события более важного с точки зрения борьбы с коррупцией, чем принятие «Акта Магнитского» в США: «Доказывают это и внесение «антимагнитского закона», и запрет на зарубежные счета. Перспектива принятия аналогичного закона в Европе приводит коррумпированных чиновников в трепет. Об этом говорят и поездки депутатов с миссией отговорить от принятия этого закона в Европе. В то же время чиновники, похитившие более 20 миллиардов рублей под видом незаконного возврата налогов, находятся на свободе и наслаждаются поездками на Запад. Юрист Сергей Магнитский, раскрывший их преступления, замучен в тюрьме, и ни один человек не понес наказание за это бесчеловечное и циничное преступление».
Европейские санкции, утверждает в беседе с «НГ» бывший глава Следственного комитета при МВД и замминистра внутренних дел генерал-лейтенант юстиции Алексей Аничин, чье имя занесено в американский перечень виновников смерти Сергея Магнитского, не страшны ни ему, ни его товарищам: «Европа же команду выполняет – пусть принимает свой список. Меня это ни с какого бока не коснется. Я не могу сказать, как у остальных, а у меня действительно нет ни счетов, ни собственности за границей. И ездить я туда не горю желанием – не ездил и ездить не собираюсь. Но, хочу заметить, для того чтобы какие-то законы принимать, нужны юридические основания. Кто-то должен признать виноватыми людей, чьи имена стоят в списке, – тогда, пожалуйста, принимайте санкции... А если нет результатов расследования – значит, это чисто политический акт».