Список фигурантов «болотного дела» пополняется.
Фото Reuters
Вчера Басманный суд Москвы отправил под арест до 6 апреля нового участника майской акции протеста на Болотной площади – 24-летнего активиста Илью Гущина. Следствие полагает, что оппозиционер схватил за мундир сотрудника полиции, защищая от ареста другого участника акции. Свидетели задержания и друзья Гущина рассказали «НГ», что следственных действий с молодым человеком до ареста не велось, а участвовал тот исключительно в согласованных мероприятиях.
Во время заседания суда стало известно, что Илья Гущин частично признал свою вину. Следователь Денис Курдюков вызвал недоумение судьи Басманного суда Ольги Солоповой, заявив, что, оставшись на свободе, Гущин продолжит заниматься преступной деятельностью, а именно – ходить на митинги. «Вы себя слышали? Ходить на митинги – право любого человека», – процитировали недоуменную реплику Сыровой присутствующие в зале журналисты. Курдюков уточнил, что участие Гущина в майской акции протеста установили еще в декабре, а с тех пор «собирали доказательства».
Адвокат арестованного Максим Рачковский сообщил после окончания заседания суда журналисту «НГ», что в имеющиеся у защиты по закону три дня будет подано обжалование судебного решения о помещении Гущина под стражу. Какие-либо еще комментарии он давать отказался, сославшись на то, что должен ознакомиться с делом, к которому приступил в качестве защитника Гущина лишь сегодня. При этом он отметил, что какие-либо фото- или видеосвидетельства, к которым апеллирует сторона обвинения, на заседании суда 7 февраля представлены не были.
О том, что Следственный комитет нагрянул к очередному оппозиционеру, стало известно в среду вечером. Накануне в шесть утра полицейские провели обыск на квартире у Ильи Гущина, изъяв у него два мобильных телефона и футболку с джинсами, в которых Илья, предположительно, 6 мая был на Болотной, рассказал журналистам координатор проекта «Росузник» Сергей Власов. Как выяснила «НГ», Гущин является одним из представителей так называемого нового поколения оппозиционеров, которые принимают участие в протестах с декабря 2011 года. Его друг Андрей Скрипач рассказал «НГ», что арест стал полной неожиданностью для окружения Гущина: «Да, он ходил на акцию 6 мая и был там задержан по административной статье. Однако с тех пор следствие им вообще не интересовалось, ни на какие допросы его не вызывали. Мы знаем его как хорошего, доброго человека, не имевшего тяги к насилию, – он вообще ходил только на согласованные мероприятия».
В одном автозаке с Ильей Гущиным 6 мая оказался член федерального политсовета «Солидарности» Всеволод Чернозуб: «Его задержали во время мирной сцепки, когда люди, которые не дрались, схватились руками в цепочку и требовали от полиции прекратить избиения демонстрантов». Чернозуб подчеркивает, что не видел, чтобы Гущин каким-либо образом оказывал противодействие полицейским.
По появившимся в СМИ данным, Гущин является выпускником Московского городского психолого-педагогического университета, три года работал аналитиком в футбольном клубе «Москва». Друзья подтвердили «НГ», что он действительно являлся футбольным фанатом, однако исключительно на любительском уровне – ни в какой «фанатской фирме» не состоял.
Отметим, что задержание 20-го по счету фигуранта «болотного дела» моментально вызвало бурю негодования среди оппозиционеров – пока в блогах и социальных сетях. «Взяли и сломали человеку судьбу», – дал оценку событиям эмигрировавший в США российский политактивист Тимур Хорев.
Вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко пояснил «НГ», что СК, к сожалению, продолжает действовать по инерции: «Из «болотного дела» хотели вылепить огромный процесс, чтобы продемонстрировать общественности легенду о том, что акция протеста была управляема кем-то сверху. Однако за девять месяцев сделать ничего путного из процесса не получилось, но ведь закрывать дело – еще больший позор. Поэтому и продолжают копать под активистов».