Изображение NASA
Начало нового года оказалось богато на новости, касающиеся российского космоса. Очередные кадровые перестановки, противостояние с Казахстаном, продолжение строительства космодрома «Восточный», заявления о скором реформировании отрасли, на развитие которой государство выделяет колоссальные средства... И вот снова провальный пуск, на этот раз с плавучей платформы «Морской старт». Создается впечатление, что российская космическая индустрия решила полностью растоптать собственную репутацию, утопив попутно как можно больше своих и чужих спутников. Шутки про самую широкую орбитальную группировку в Тихом океане перестают быть смешными.
Отечественной космонавтике и правда уже давно необходимы и реформа, и развитие, и новый качественный рывок, но открытым остается вопрос – справится ли с этим нынешнее руководство Роскосмоса и лично его глава Владимир Поповкин, ведь к фигуре главного чиновника отрасли накопилось много вопросов.
В последнее время к высказываниям Поповкина специалисты стали относиться с некоторой долей напряжения. Надо сказать, что раньше, общаясь с прессой, он не допускал откровенно бредовых идей. Но вот то, что он предлагает сейчас, наталкивает на размышления. Недавний пример: во время «Королевских чтений 2013» руководитель Роскосмоса заявил о создании совместной с РАН рабочей группы по обсуждению перспективы пилотируемого полета на Луну и создания там обитаемой станции. Наверное, господин Поповкин просто забыл, что 40 лет назад США отказались от пилотируемых запусков на Луну, признав их чудовищную дороговизну и научную бесперспективность. Хотя у НАСА тогда, во время холодной войны с СССР, никаких проблем с финансированием не было. И вот не прошло и полвека, как российские космические умы снова захотели «догнать и перегнать Америку». Перспективность этой затеи очень сомнительна, так что возникает простое предположение, что чиновники хотят закопать на темной стороне Луны несколько миллиардов долларов, часть из которых наверняка превратится в обитаемые станции-коттеджи в ближайшем Подмосковье.
Вызывают сомнения и кадровые перестановки, которые затеял Владимир Поповкин. Под эгидой нормализации финансовых потоков отрасли он выдвинул здравое на первый взгляд требование – разделения административных и творческих функций. Казалось бы, все верно, но при этом в громимом им ОАО «Российские космические системы» недавно назначенный Поповкиным экономист Андрей Чимирис совмещает должности и.о. генерального директора и и.о. генерального конструктора. Похоже, что совмещение недопустимо лишь для старой гвардии, в частности для неугодного Поповкину прежнего руководителя ОАО «РКС» Юрия Урличича, обвинения в адрес которого пока не находят внятного подтверждения.
Ситуация в отрасли вызывает вопросы у специалистов уже давно. Год космоса, объявленный в 2011-м, начался досрочно: в декабре 2010-го три спутника ГЛОНАСС упали в Тихий океан.
В 2011 году (Поповкин возглавил Роскосмос в апреле) погибли военный спутник «Гео-ИК2», спутники связи «Экспресс-АМ4» и «Меридиан», космический грузовик «Прогресс-М12М», был потерян «Фобос-грунт», самая дорогая и перспективная российская разработка. Представители Роскосмоса объяснили последнее событие воздействием американских радаров; как писал Марк Твен, «опустим занавес милосердия над этой сценой», – особенно на фоне заранее сделанного в Госдуме признания Поповкина, что аппарат будет запущен без необходимых испытаний, на которые «вдруг» не оказалось ни времени, ни денег.
В минувшем году нештатные ситуации продолжались: в августе были потеряны российский «Экспресс МД2» и индийский Telkom-3, пришлось отложить пуски опытного аппарата «Глонасс-К2» и военного спутника, в декабре не вышел на расчетную орбиту «Ямал-402» (его все-таки «вытащили» на нее, сократив его жизнь, что позволило признать пуск частично удачным).
Вероятно, Поповкин не мог переломить сложившуюся до него негативную инерцию, тем более что на прежних должностях он курировал военный космос со стороны Минобороны. Возможно, это связано с очередной реформой космической отрасли, проводимой теперь под его эгидой. Разбор конкретных организационных схем – дело отраслевых специалистов, но не может не настораживать отсутствие даже минимальной экспертной оценки проводимых преобразований, не говоря об учете американского и европейского опыта.
Результат, насколько можно судить, – торжество узковедомственного эгоизма, закономерно ведущего к провалам даже в отечественной системе управления. Классический пример – концепция ликвидации Роскосмоса как органа госуправления с передачей его функций во вновь создаваемую госкорпорацию, предсказуемо отвергнутая правительством в конце 2012 года. Ведь ее реализация (в силу характера госкорпорации как юридической формы) фактически вывела бы освоение космоса из-под госконтроля и способствовала бы росту коррупции. Невнимание к интеллектуальному обеспечению привело не только к бессмысленному расточению времени и сил, но и к дискредитации руководства Роскосмоса в глазах руководства страны.
Проблемы неуспешного ведомства всерьез предполагается решать расширением финансирования, штата и полномочий. Но без предварительного оздоровления эти шаги ведут лишь к интенсификации внутренней борьбы, еще сильнее дезорганизующей его.
Важнее всех административных реформ тупик, в котором остается система глобального позиционирования ГЛОНАСС. Несмотря на протекционистские меры (оправданные на старте проекта), вывести ее в режим нормального функционирования не удается. Более того: в прошлом году стала очевидной ее деградация. Между тем история ГЛОНАСС связана не только с Министерством обороны, но и с Поповкиным, который возглавлял космические войска, а затем был заместителем ставшего притчей во языцех министра обороны Анатолия Сердюкова. В этих качествах он фактически был заказчиком системы, и именно под его «попечительством», насколько можно судить, в нее закладывались пороки, сегодня вызывающие справедливое как минимум недоумение. Более того: вероятно, что критикуемые им сейчас «схемы» создавались именно с его ведома, и тогда расследование злоупотреблений в Минобороны может коснуться и его.
Нынешний руководитель Роскосмоса представляется яркой иллюстрацией того факта, что обычного, повседневного управления для решения стоящих перед страной и отраслью революционных задач уже недостаточно, а движение по инерции (да еще в сочетании с кадровой возней и странными организационными идеями на фоне роста финансирования) выливается в полный провал. Надвигающаяся грозная эпоха будет выводить на ключевые места людей масштаба и решимости Курчатова, Капицы, Ландау. Насколько можно судить, Поповкин не соответствует стоящим перед ним задачам – ни по масштабу личности, ни по управленческим способностям, а современному российскому космосу сейчас как воздух необходим Королев XXI века.