Рамазан Абдулатипов отвечал на вопрос о выборах губернаторов весьма уклончиво.
Кадр из выпуска телепрограммы «Вести в субботу»
Временно исполняющий обязанности главы Дагестана Рамазан Абдулатипов на вопрос, не для его ли республики Госдума сейчас принимает закон о праве регионов не проводить прямых выборов своих руководителей, ответил уклончиво. С этим законом вообще все уклончиво. Например, до сих пор неизвестно мнение о нем правительства. А заксобрания почти не участвуют в его обсуждении.
В эфире программы российского телеканала «Вести в субботу» врио главы Дагестана Рамазану Абдулатипову телеведущий Сергей Брилев задал вопрос: не для его ли республики в Госдуме готовится законопроект о возможности региональным властям самим решать, проводить ли выборы руководства субъекта РФ голосованием населения или парламента?
Абдулатипов ответил по принципу – с одной стороны, с другой стороны... Так, он заявил, что сам всегда выступал за всенародные выборы. «Но в данном случае в нынешней ситуации надо все обдумать, надо посоветоваться с парламентом, надо посоветоваться с общественностью и принять решение, которое в наилучшей степени будет соответствовать интересам граждан и стабильности республики», – сделал Абдулатипов шаг в другую сторону. А потом опять подчеркнул, что «в перспективе все мы должны идти через механизмы выборов».
Скорее всего это означает, что в Кремле окончательного решения по этому вопросу не приняли. И в Москве, и у врио главы Дагестана есть пара месяцев, чтобы определиться с направлением политического развития северокавказской республики.
Ведь до принятия закона о праве регионов выбирать способ избрания своих глав у Госдумы больше месяца. В начале марта должно пройти второе чтение документа, а стало быть, документ вступит в силу во второй половине марта. Сейчас идет этап подачи поправок ко второму чтению.
Заметим, что мнение правительства о проекте неизвестно. Исполнительная власть не представила отзыв к первому чтению, которое прошло 23 января. Поскольку закон не предусматривает дополнительных расходов из федерального бюджета, официального заключения от кабинета министров и не требуется. Однако до сих пор думское большинство предпочитало подождать даже факультативного отзыва правительства: если положительного, то для рассмотрения законопроекта, если отрицательного, то для его отклонения. Да и сам кабмин ранее не уклонялся от сложившегося полномочия регулировать законотворческий процесс. Теперь же не сказано ни слова об отношении правительства Дмитрия Медведева к дезавуированию некогда представленного им закона о прямых выборах губернаторов. Можно предположить, что из этических соображений.
А почему своего мнения не высказали те самые региональные власти, которым принимать решения о способе избрания губернаторов, и вовсе не понятно. Например, за без малого месяц, который минул с внесения законопроекта до его голосования в первом чтении, со своим заключением в ГД не вышел ни один региональный парламент. И сейчас в базе нижней палаты есть мнения всего трех субъектов РФ, правда, присланных или в день, когда документ принимался, или позже.
Заксобрание Санкт-Петербурга отправило в Москву свое одобрение 23 января. Парламент Кабардино-Балкарии принял положительное заключение в этот же день, но в Госдуму оно пришло
24-го. А тамбовские депутаты собрались для поддержки инициативы о губернаторских выборах только 25 января. Источник «НГ» на Охотном Ряду поведал, что такая нерасторопность означает одно: власти регионов не захотели брать на себя ответственность за свое мнение и дождались приказа от федерального Центра.
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин не сомневается, что так и есть. «Генеральная линия Кремля непонятна: то есть все понимают, что Центр не хочет выборов, скажем, в Карачаево-Черкесии или Дагестане, но относительно других регионов его мнение неизвестно. Так что люди боятся ошибиться», – считает эксперт.
Любопытно, что в отзыве Тамбовской облдумы указано: регион сможет принять о выборах то или иное решение на основании «национальных традиций, отношения жителей к голосованию, опыта последних выборов и т.д.». Даже не говоря о том, что эти доводы всегда будут выглядеть крайне сомнительно, заметим, что в тексте закона ничего об этом нет. Более того, хотя комитет ГД по конституционному законодательству первоначально настаивал на определении «порядка и условий» отказа субъекта РФ от прямых выборов губернатора, 23 января во время первого чтения единороссы не сказали ничего о таких условиях хотя бы приблизительно.
Макаркин предвидит, что отмену прямого голосования будут лоббировать, с одной стороны, слабые губернаторы, а с другой ≈ федеральный Центр по отношению к сильным, чтобы они не стали еще сильнее. Таким образом, может оказаться, что выборов не будет практически нигде. «Неудивительно, что Медведев не хочет высказываться об этой, по сути, контрреформе», – отметил эксперт.
Интересно, что и для Путина принятие закона о возможной отмене прямых губернаторских выборов тоже станет своего рода контрреформой. Ведь в этом случае придется серьезно менять, а то и отменять недавно принятый по его распоряжению новый порядок формирования Совета Федерации. Напомним, что его главная идея такова: кандидат в губернаторы, идя на выборы, представляет несколько человек в качестве потенциальных сенаторов. Одного из них победитель выборов таковым и делает. Но ведь теперь какие-то губернаторы всенародно избираться не станут, а стало быть, не смогут представлять народу и будущих членов СФ.