Владимир Колокольцев получает новые полномочия.
Фото с официального сайта правительства РФ
Сегодня, по данным «НГ», министр внутренних дел Владимир Колокольцев встречается с Владимиром Путиным. Состоится разговор о ходе проводимого новым руководителем МВД второго этапа реформы этого ведомства. Президент не оставляет полицию и законодательной поддержкой. Например, в Госдуму им самолично внесен законопроект о разграничении полномочий МВД и ФСИН по конвоированию задержанных и подозреваемых. При этом глава государства решил давний спор между двумя силовыми структурами в пользу полиции.
Владимир Путин, судя по всему, внимательно отслеживает деятельность руководства МВД по дальнейшему реформированию данного ведомства. Очередной отчет о результатах этой непростой работы президент примет сегодня ≈ во время встречи с Владимиром Колокольцевым. А доказательством того, что Путин поддерживает последнего во всех его начинаниях, можно считать направленный в Госдуму от его имени законопроект о внесении изменений в законы о полиции и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Глава государства встал на сторону МВД в его давнем споре с ФСИН на тот счет, кто должен конвоировать и охранять граждан, содержащихся в СИЗО. То есть подследственных или подозреваемых в совершении преступлений.
Как явствует из пояснительной записки к законопроекту, президентом еще в середине мая прошлого года было решено, что этими гражданами должна, как и прежде, заниматься полиция. Тогда же было дано указание подготовить и соответствующий законопроект. В котором написано, что специальные конвойные подразделения ФСИН осуществляют лишь плановые перевозки осужденных и арестованных. Но если последние перемещаются для совершения каких-либо следственных действий или доставляются в суд, то за все это будет отвечать полиция. Как и было заведено еще с прежних ≈ милицейских – времен. Для чего нужны такие сложности, неизбежные из-за межведомственных согласований, ≈ ведь СИЗО принадлежат службе исполнения наказаний, в пояснительной записке четко не говорится. Указано лишь, что сохранение за полицией конвойных функций «позволит обеспечить комплексное решение органами внутренних дел задач по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений».
Однако настоящая причина, судя по всему, содержится в других строках документа. В которых отмечается, что если функцию конвоирования подследственных не передавать от МВД ФСИН, это каким-то образом позволит сэкономить 115 млрд. руб. из бюджета страны. Очевидно, имеется в виду, что сотрудников ФСИН придется нанимать дополнительно, а новичков еще и обучать, закупать службе новые автомобили и разнообразную охранную технику. Впрочем, поскольку в финансово-экономическом обосновании президентского законопроекта четко прописано, что бюджетных затрат он не предусматривает, можно сделать вывод: экономия, прогнозируемая МВД, заключается лишь в том, что эти 115 млрд. не отнимут у него и не передадут другой госструктуре.
Стоит отметить, кстати, что внимание к полиции остается повышенным и у законодательной власти. Ведь в соответствующем базовом законе, который действует уже почти два года, открывается все больше прорех. Часть из которых эксперты, между прочим, обозначали еще в конце 2010 ≈ начале 2011 года, когда этот документ принимался Госдумой в срочном порядке. Стоит отметить, что указывают на дыры в законе о полиции в основном регионалы, то есть те, кто видит его непосредственное исполнение.
Скажем, Мосгордума обратилась к такой проблеме, как исполнение полицейскими столичного Кодекса об административных нарушениях. Как известно, каждый субъект РФ имеет право на особое здесь регулирование, но у Москвы – наиболее разработанный среди всех регионов собственный КоАП. И если раньше так называемая милиция общественной безопасности, у которой был муниципальный статус, могла штрафовать пьяниц, дебоширов, матерщиников и прочих некультурных граждан на столичных улицах, то теперь федеральная полиция этого делать не обязана. Московские парламентарии настаивают на том, чтобы вернуть прежние времена.
А их коллеги из Ленинградской области против этого. Правда, по иному поводу. Они направили в Госдуму предложение более точно определить основания, согласно которым полиция может входить в квартиры, дома и на земельные участки граждан без соответствующего судебного решения и даже без позволения хозяев. Сейчас в законе о полиции изложено примерно то же самое, что было и в «древнем» законе о милиции. То есть полицейские имеют право вломиться на чужую территорию ≈ причем с использованием технических средств и даже разрушающего воздействия ≈ для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях. А также для задержания подозреваемых в преступлениях, для их пресечения и, наконец, для установления обстоятельств несчастного случая.
Региональные парламентарии полагают, что эти нормы позволяют толковать их расширительно, а стало быть, приводить к злоупотреблениям. Поэтому они предлагают, чтобы безопасность граждан, их имущества и всего общества в целом, которая приводит к проникновению полиции в частные дома, защищалась только в условиях чрезвычайного положения, объявленного в соответствии с законом. А задерживать полицейские могли не всех, кого хотят, а лишь подозреваемых в совершении серьезных преступлений. Ну и, конечно, ни в коем случае не врывались к гражданам без решения суда из-за каких-то несчастных случаев.