Фото Reuters
Сегодня многие христиане в мире празднуют Рождество. Есть устойчивое убеждение, что этот праздник 25 декабря, то есть по григорианскому календарю, отмечает исключительно Римско-католическая церковь. Ну и еще протестанты. В просторечии часто говорят «католическое Рождество», «западное Рождество». Получается, «их» дата противопоставляется «нашей», православной, которая выпадает на 7 января, что по юлианскому календарю получается все то же 25 декабря.
Между тем это заблуждение. Старого стиля в летоисчислении придерживаются далеко не все православные Церкви. Более того, православная Россия находится в меньшинстве. Среди православных «Церквей-старостильников» – Иерусалимская, Сербская, Грузинская и афонские монастыри. Прочие православные Церкви придерживаются так называемого новоюлианского календаря, который будет совпадать с григорианским вплоть до 2800 года.
Новости последних дней дают нам повод думать, что православные «братушки» на юге Европы «дрейфуют» в календарном смысле в сторону христианского большинства. Недавно вопрос перехода на новый календарь обсуждался в Болгарской православной церкви. Ранее некоторые приходы получили специальное патриаршее благословение, то есть разрешение, жить по старому, юлианскому календарю. Благословение было дано Болгарским Патриархом Максимом (Минковым), который скончался в ноябре с.г. Теперь же Синод Болгарской православной церкви намерен привести свои приходы к одному стилю. По мнению синодальных митрополитов, единый календарь – новоюлианский – мог бы сплотить болгарских верующих, которые нередко разделялись по календарному принципу. Переход на новоюлианский календарь в свое время привел к расколам среди верующих Элладской и Сербской православных церквей. Тогда православные консерваторы сочли новый календарь реверансом в сторону Римско-католической церкви или, что не лучше, уступкой секулярному миру. Тем не менее большинство членов этих Церквей приняли новые правила.
Православные Церкви, перешедшие на новый стиль, идут на уступку не католикам и прочим «схизматикам», а требованиям современной эпохи. Надо шагать в ногу со своими европейскими соседями и партнерами. Надо учитывать, что граждане развитых стран мира живут по григорианскому календарю, который уже давно в сознании большинства людей утратил свой сугубо церковный смысл. Нельзя быть современными людьми и вечно опаздывать на 13 дней!
В России православным верующим, все в большей степени приобщающимся к церковной жизни, приходится вести двойную жизнь. Одна ее часть сообразуется с григорианским календарем, вторая – с юлианским. Мы привыкли к абсурдному порядку: Рождество у нас наступает через семь дней после новогоднего оливье, а затем можно отметить еще и старый Новый год. Некоторые россияне, особенно молодежь, не прочь отметить также Рождество по григорианскому календарю.
Тем православным верующим, кто воцерковлен не напоказ, а по велению души, больно осознавать, что празднование Нового года, любимого с детства праздника, приходится на рождественский пост. В этом году, к примеру, 31 декабря выпало на понедельник и, согласно православным канонам рождественского поста, в этот день предписано употреблять горячую растительную пищу даже без растительного масла. Какое уж тут новогоднее застолье в сопровождении скоромного «Голубого огонька»!
От разделения календарей недалеко и до раздвоения личности. Все-таки социализированные россияне живут по гражданскому календарю. Но в последнее время Русская православная церковь все больше входит в общественную сферу, привнося свой стиль не только в жизнь сугубо верующих людей, но и в самые широкие слои номинально православных русских людей, да и всех остальных россиян. Духовная скрепа все-таки!
Кстати, в самой Церкви тоже происходит раздвоение сознания. Патриарх Кирилл поздравляет православных верующих не только 13 января (1 января по старому стилю), но и с привычным Новым годом. Так, в 2011 году 31 декабря Предстоятель РПЦ совершил в храме Христа Спасителя новогодний молебен о мире и благоденствии. На православных форумах по этому поводу разгорелся нешуточный спор: ведь «Новый год далеко не церковный праздник» и «в голове не укладывается, как можно сливать в одно духовное и земное». И в то же время другие верующие говорят о существовании гражданской традиции празднования Нового года, о том, что россияне, бывшие советские люди, привыкли отмечать этот праздник именно 31 декабря.
Волей-неволей Церкви тоже придется адаптироваться к привычному укладу жизни россиян, чтобы быть современной и понятной обществу. Кто знает, может быть, мы в скором времени станем свидетелями коренных изменений, когда русское православие встанет перед выбором между консерватизмом и социальными амбициями. Возможно, Московский Патриархат захочет догнать болгарских и прочих православных братьев, отказавшись от вечного отставания на две недели.