Акция 6 мая привела к затянувшемуся расследованию.
Фото PhotoXPress.ru
Предновогодняя неделя может оказаться богатой событиями. В социальных сетях раздаются призывы собрать 13 января новый экстренный митинг. Тем временем фигуранты «болотного дела» сообщают о возобновлении следствия – как говорят, после пресс-конференции Владимира Путина. А адвокаты Леонида Развозжаева готовят жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) – за незаконное, по их словам, этапирование подзащитного в Иркутск по делу с истекшим сроком давности.
Призывы провести новый массовый митинг стали распространяться по социальным сетям в конце прошлой недели. Тогда, напомним, Госдума в третьем чтении одобрила законопроект, запрещающий усыновление российских сирот американцами. Несогласные с принятием документа оппозиционеры провели пятницу и субботу у стен Госдумы, где стояли с одиночными пикетами. Однако многие посчитали это недостаточным.
Всеобщее возмущение аккумулировано в посте телеведущей Татьяны Лазаревой: «Я просто плачу от ужаса и бессилия. И вместо новогодних подарков, которые сейчас охапками тащат в Госдуму, я бы принесла цветочек, детскую игрушку и поставила свечку». На призыв к проведению митинга одним из первых откликнулся сопредседатель РПР–ПАРНАСа Борис Немцов: «26 декабря Совет Федерации проштампует закон. И Путин, тут уж никаких сомнений, его подпишет. Можно сколько угодно возмущаться, писать в Facebook, собирать подписи, взывать к совести и милосердию. Власть ничего этого не услышит и не поймет. Считаю идею провести акцию 13 января под лозунгами «За роспуск Думы!», «За отмену закона подлецов!» очень правильной. Предлагаю только марш, без всякого митинга. Во-первых, говорить особо нечего, все и так ясно. А во-вторых, холодно».
Главный вопрос – успеть подать на митинг уведомление в мэрию, заявил в беседе с «НГ» член КС Сергей Давидис: «В этот раз имеет смысл согласовать акцию – принятым Госдумой законом возмущены очень много людей, они будут готовы выйти на улицу». Однако в связи с праздниками едва ли не единственный возможный день подачи заявки – 29 декабря. На этой неделе может быть сформирован оргкомитет акции.
Между тем приходят новости от фигурантов «болотного дела». После пресс-конференции Владимира Путина, где он заявил, что за участие в массовых акциях не следует арестовывать, стало известно о добавлении новой статьи фигуранту дела Алексею Полиховичу. Как сообщила «НГ» его адвокат Александра Пирогова, тому вдобавок к ст. 212 (участие в массовых беспорядках) на следующий день после встречи Путина с прессой была приплюсована ст. 318 (применение насилия против сотрудника полиции). «Я считаю, что эти события взаимосвязаны. На следующий день после пресс-конференции Путина у следствия появился новый свидетель, который вспомнил, что мой подзащитный якобы ударил его по руке, отчего полицейский испытал моральные и нравственные страдания».
Напомним, что сейчас только по ст. 212 обвиняют троих фигурантов дела – юриста комитета «За гражданские права» Николая Кавказского, журналиста Леонида Ковязина и стремительно теряющего зрение активиста Владимира Акименкова. Ранее под подписку о невыезде были отпущены обвинявшиеся по той же статье фигуранты Олег Архипенков, Федор Бахов и Рихард Соболев. «На них у следствия также не было вообще никаких доказательств, но следователи до последнего отказывались признавать свою ошибку и несколько месяцев держали их в СИЗО», – пояснил «НГ» координатор проекта «Росузник» Сергей Власов. После заявлений Путина вариантов у Следственного комитета (СК) только два – либо отпускать сидящих по ст. 212, либо утяжелять обвинения, резюмирует собеседник «НГ». Власов пояснил: маловероятно, что спустя столько месяцев следователи все же найдут потерпевших омоновцев, – никто же ничего не помнит.
Самые большие шансы выйти на свободу в ближайшее время у Леонида Ковязина, полагает Власов. Его адвокат Руслан Чанидзе заявил «НГ», что следствие по его подзащитному завершено и «новую статью привесить нереально»: «Однако в нашей правоохранительной системе все возможно».
Адвокаты Кавказского и Акименкова в беседе с «НГ» также пояснили, что их не оповещали о возобновлении расследования, однако в понедельник все может измениться. «Наши правоохранители непредсказуемы», – добавил адвокат Николая Кавказского Сергей Миненков, пояснив, что в условиях СИЗО у его подзащитного ухудшилось здоровье и защита требует проведения ему УЗИ и магнитно-резонансной томографии.
Адвокат Владимира Акименкова Дмитрий Аграновский заявил «НГ», что после заявлений Путина намерен требовать изменения меры пресечения для своего подследственного, однако уже ни на что не надеется в условиях нынешней правоохранительной системы. Он добавил, что готовит жалобу в ЕСПЧ по поводу неожиданного этапирования в СИЗО Иркутска его другого подзащитного – Леонида Развозжаева. О том, что Развозжаев перевезен в Иркутск, стало известно в пятницу от правозащитников. Аграновский заключил, что связи с оппозиционером нет, а сам он расценивает действия следствия как очередное похищение: «Об этапировании мы узнали из СМИ, его увезли без уведомления адвоката в рамках дела о якобы имевшей место краже шапок с истекшим срок давности».