Оппозиционеров, причастных к событиям 6 мая, теперь ищут не только в Москве.
Фото Reuters
Вчера в Воронеже по поручению столичных следователей были проведены обыски и допросы нескольких ключевых активистов оппозиции. Они поделились с «НГ» подробностями бесед. А также рассказали, что следователи интересовались у их родителей, за кого те голосовали на выборах президента.
К пяти воронежским оппозиционерам - ключевым местным активистам - с обысками нагрянули в 7 утра. По их словам, в допросах принимали участие сотрудники Следственного комитета России (СКР).
Наталья Звягина в беседе с «НГ» рассказала, что у нее следователям изымать было нечего. Помимо руководства приемной Transparency International в Воронеже она помогает местным жителям оформлять жалобы в Европейский суд по правам человека. Звягина преподает курс массовых акций в публичной политике в московской Высшей школе экономики.
В беседе с «НГ» она сообщила, что после допроса следователи предложили ей сдать «генетический материал» – мочу на анализ. Звягина, недоумевавшая, зачем это понадобилось СК, делиться своей генетикой отказалась: «Как мои анализы могут помочь в расследовании дела о якобы имевших место массовых беспорядках, не понимаю...» В беседе с «НГ» она процитировала женщину-следователя, которая сообщила ей, что с удовольствием сдала бы мочу на анализ, если бы такая надобность возникла у ее коллег.
Помимо Звягиной следователи наведались к членам воронежской «Солидарности» Борису Супренку, Александру Болдыреву и Геннадию Панкову, а также к члену движения «Честный город» Роману Хабарову. Обыск вчера прошел и в воронежском правозащитном центре «Дом прав человека».
Хабарову допрос показался комичным. В своем Twitter он рассказал, что следователь очень рекомендовал ему посмотреть фильм «Анатомия протеста-2». Да и вопросы задавал словно по фильму: «Про Развозжаева, Лебедева, Навального, Удальцова, Таргамадзе. Видимо, грузинские лари шли через Воронеж...» По словам Хабарова, допросили его маму, у которой следователи допытывались, за кого она голосовала на выборах. «За Путина, конечно...»? – пошутил оппозиционер. После допроса свидетеля Хабарова следователи также потребовали у него отпечатки пальцев и «генетический материал».
Позднее в СК официально подтвердили, что все, у кого прошел обыск, проходят свидетелями по делу о якобы имевшей место подготовке к массовым беспорядкам. Более того, некоторые из допрошенных якобы посещали семинары в Литве по противодействию фальсификации на выборах. В этих посещениях следствие усмотрело подготовку к оранжевой революции.
Адвокаты позже сообщили, что следователи изымали у оппозиционеров электронные носители – флешки и компьютеры.
В беседе с «НГ» местный журналист Андрей Насонов пояснил, что для своих действий следователи выбрали самых сильных гражданских активистов. Комментируя связь воронежских оппозиционеров с делом о беспорядках, собеседник «НГ» заявил, что действия следователей ему непонятны: «К нам Удальцов как-то приезжал, а также Чирикова, Пономарев. Видимо, зачищают тех, кто просто рядом стоял».
Обыски с недоумением восприняли в «Transparency International». Как пояснил «НГ» зампред организации Иван Ниненко, сегодня ситуацию обсудят на заседании правления организации, где будет выработана официальная позиция. Ответственный секретарь «Солидарности» Михаил Шнейдер заявил «НГ», что ничего, кроме злости, действия следователей вызвать не могут: «В эту субботу пройдет серия одиночных пикетов у Госдумы – в том числе и против давления на воронежский филиал «Солидарности».
Адвокат Дмитрий Аграновский в беседе с «НГ» подчеркнул, что пока общество абсолютно не контролирует ни власть, ни силовиков, в дело о мнимых беспорядках будут вовлекаться все новые и новые фигуранты: «При этом обыски у свидетелей, которые проходят по делу, – явление не только необычное, но и незаконное». Отвечая на вопрос «НГ» – зачем следователям понадобилась моча воронежской правозащитницы – Аграновский на секунду потерял дар речи: «Я совершенно не понимаю, для чего она может потребоваться в рамках этого дела».
Фигурант дела о беспорядках Сергей Удальцов связал обыски с попыткой следствия собрать доказательственную базу по делу в связи с фильмом «Анатомия протеста - 2»: «В материалах дела говорится, что мы готовили беспорядки в разных городах России, в том числе и в Воронеже. Задача следствия – любыми средствами получить показания о том, что Удальцов, Развозжаев и Лебедев готовили беспорядки, призывали к ним, организовывали групповые выезды активистов».