Анастасия и Сергей Удальцовы вдохновляют соратников.
Фото Ридус
«Независимая газета» в номере от 12.12.12 поставила вопрос перед Следственным комитетом России: почему, получив признательные показания от фигуранта «болотного дела» Леонида Развозжаева, СКР не делает попыток допросить Гиви Таргамадзе? Ведь именно он, как было заявлено, является организатором и спонсором протестных акций в России. Вчера утром официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил: готовится соответствующее обращение к грузинским властям.
«Согласно материалам уголовного дела... глава комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе причастен к организации массовых беспорядков на Болотной площади», – заявил вчера Маркин. СКР подготовил запрос о правовой помощи, который в ближайшее время через Генпрокуратуру будет направлен в компетентные органы Грузии.
Заявление Маркина прозвучало ровно через 15 минут после появления в Интернете подробной расшифровки переговоров предположительно лидеров российской радикальной оппозиции с их грузинскими спонсорами. Выглядело это странно: словно Маркин сидел перед экраном монитора, ожидая появления записи в Сети, и тут же набросал текст выступления – по горячим следам. В то время как обычная практика, насколько известно, предписывает в подобных случаях осторожное согласование ответа на информацию.
В СКР объяснили быстроту реакции своего официального представителя необходимостью реагировать на информацию о ведомстве в СМИ и в Интернете. «НГ» хотела уточнить детали этой реакции, но пресс-служба ведомства упорно не отвечала. А неофициально газете сообщили – ничего, кроме заявления Маркина, по этому вопросу не будет. При этом источник «НГ» в СКР заметил, что следователи намерены побеседовать с «грузинскими товарищами» – почему-то во множественном числе. Заметим: на записи отчетливо слышны голоса по крайней мере двух людей, говорящих с грузинским акцентом. Эта запись, имеющаяся в распоряжении «НГ», повествует о подготовке собеседников к различного рода сюрпризам, которые могут возникнуть на ожидающемся митинге – речь идет о протестной акции 12 июня. Особенно оживленно обсуждаются три сюжета. Первый – финансирование акции. «Запросы у нас невелики...» – слышится голос оппозиционера. «Запросы должны быть велики! – возражает ему человек с сильным грузинским акцентом. – ...Я буду в Лондоне – мы там поговорим о больших деньгах...»
Сюжет № 2: первоначальный сценарий акции включал, если верить записи, особую роль жены лидера оппозиции Анастасии Удальцовой. «Понимаешь, – проникновенно звучит голос «грузина», – если Сергея арестовывают, она должна брать это... (в свои руки? – «НГ»). Логично и более понятно для всех – чтобы она завтра присутствовала... Сначала Настя – потом ты... Человек должен оставаться вождем, он не должен жаловаться... Надо вытягивать жену». Собеседник «грузина» робко оправдывается: она, мол, и так присутствует на мероприятиях, «она в политике очень давно». «Грузин» одергивает оппозиционера: «Леня, Леня, нигде она не была! А она должна давать интервью, должна быть заводилой!» Потом с горечью оговаривается: «Почему-то Яшин какой-то больше популярен...»
«Леня» опасливо интересуется: «А если ее арестуют?» «Грузин» настроен оптимистично: «А мы поработаем тогда!» И мечтательно добавляет: «Но жена, понимаешь, это такой кайф...»
Сюжет № 3: О том, как планируется «поработать» с правоохранительными органами, «грузин» рассказывает с ноткой ностальгии по старым добрым временам. Он знает простой рецепт сопротивления власти: «Мне давали семь лет. Вано пришел на мой суд, ногой выломал дверь, подошел к судье и сказал: «...Твою мать!» И он сломался!» Таким образом, судя по записи, следовало поступить и фигуранту процесса в Ульяновске, где Удальцова судят по заявлению якобы избитой им якобы журналистки.
«НГ» поинтересовалась у источника в СКР: почему Удальцов в отличие от соратников не задержан следственными органами? «Кто-то может сбежать, кто-то не может...» – уклончиво заметил собеседник «НГ». И напомнил, что в отношении Леонида Развозжаева, другого предположительного участника переговоров, в Ангарске возобновляется старое уголовное дело. Источник удивился недоверчивости прессы, которая отказывается верить в случайность появления этого сюжета в преддверии Марша свободы: «Просто Развозжаев стал мелькать на ТВ, и его люди вспомнили...»
Тем временем Удальцов вчера продолжал упорствовать в ереси: «Марш миллионов 6 мая и другие акции оппозиции организовывались представителями гражданского движения самостоятельно... Это была наша инициатива, все решения мы принимали сами, и никакого руководства со стороны Таргамадзе или кого бы то ни было из-за рубежа категорически не было». Запись Удальцов прокомментировал в своем стиле: «Это детский лепет, убогая пропаганда, направленная на дискредитацию оппозиции и рассчитанная на тех, кто предпочитает глубоко не вникать в ситуацию... Кто чего хотел, кто эти люди, чьи голоса и выдержки текста – можно домысливать сколько угодно. Можно выложить в Интернет разговоры всех граждан России с иностранцами и, слушая их часами, много чего узнать удивительного».
История мутная. Поскольку Удальцов, как и после фильма «Анатомия протеста-2», не говорит прямо: «Именно этого разговора не было. Это не мой голос. Это дублер». Вместо этого мы слышим: «Лепет... Пропаганда». Хотя запись не производит впечатления лепета. Тем более детского. В ином случае пришлось бы предположить, что речь идет о произведении высокого искусства с участием очень хороших актеров. Которых вряд ли можно отыскать в недрах Следственного комитета. Кстати, отвечая на вопрос «НГ» о финансировании протестного движения, Удальцов сообщил, что оно осуществляется исключительно за счет добровольных пожертвований отечественных спонсоров, имена которых не разглашаются, поскольку те опасаются репрессий.