В этом году остался почти незамеченным очередной «юбилей» августовского российско-грузинского вооруженного конфликта 2008 года. И это неудивительно: время для принятия сторонами необходимых политических решений, как видно, не наступило. Грузия остается одной из немногих стран в мире, с которой у России нет дипломатических отношений. Наиболее существенные предпосылки российско-грузинского конфликта и в целом напряженности на Южном Кавказе до сих пор не устранены. Территория Грузии как основного альтернативного пути для доставки каспийских энергоносителей в Европу остается потенциальной конфликтной зоной. Окончательно не снят с повестки дня вопрос о евро-атлантической интеграции Грузии, любое положительное решение которого, согласно заявлениям российских официальных лиц, могло бы спровоцировать новый конфликт. Наконец, грузинская сторона не может согласиться с нынешним статусом Абхазии и Южной Осетии, называя их «оккупированными территориями».
Рассмотрение и анализ сложившейся ситуации стали предметом состоявшейся 16–17 ноября в Стамбуле встречи политических экспертов России и Грузии, созванной по инициативе Европейского центра по предотвращению конфликтов (Гаага), действующего в рамках Глобального партнерства по предотвращению вооруженных конфликтов. Эта встреча была уже шестой, а первая была созвана ровно четыре года тому назад, в ноябре 2008 года (см. «НГ» от 12.05.08 ).
Встреча была тем более интересной, что она состоялась через полтора месяца после выборов, кардинально изменивших ситуацию в Грузии. Судя по всему, возглавившая блок победивших на выборах партий и сформировавшая новое правительство «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили оказалась не вполне готовой к решению всего сложного комплекса накопившихся проблем. В то же время не исключено, что партия Михаила Саакашвили «Единое национальное движение», по оценкам наших грузинских собеседников, отказавшись от наиболее одиозных фигур, исподволь готовится к реваншу, хотя большинство населения Грузии, «избавившись от прослушки и слежки», безусловно, на стороне Иванишвили. Но положение основных слоев населения остается тяжелым, разрекламированные реформы буксуют, и выполнение предвыборных обещаний может оказаться под вопросом.
Основная часть дискуссии сосредоточилась на проблемах российско-грузинских отношений и поиске выхода из тупика, в котором не по своей вине оказались два исторически и территориально близких народа. Со своей стороны, власти Грузии демонстрируют заинтересованность в улучшении, а затем и восстановлении нормальных отношений, проявлением чего стала односторонняя отмена визового режима для граждан России, тогда как получение российской визы для граждан Грузии связано с большими трудностями.
Что же касается восстановления дипломатических отношений, то для российского руководства было бы приемлемым проявление такой инициативы с грузинской стороны и принесение извинений за августовские события 2008 года. Премьер-министр Иванишвили официально признал вину Саакашвили, но в то же время заявил, что «восстановление дипломатических отношений с Россией находится в прямой связи с вопросом территориальной целостности Грузии», поэтому «восстановление дипломатических отношений… произойдет не скоро».
Для российской стороны также очевидно, что самые острые темы российско-грузинских отношений – признание или непризнание независимости Абхазии и Южной Осетии, равно как и отношение к евро-атлантическому выбору Грузии – нерешаемы в нынешней системе координат. Поэтому грузинские и российские участники Стамбульской встречи согласились в том, что пока целесообразно вынести их за скобки и сосредоточиться на решаемых проблемах.
По общему мнению, постепенной нормализации отношений могло бы прежде всего способствовать решение проблем гуманитарного, культурного и экономического сотрудничества, для чего необходимо облегчение визового режима для граждан Грузии, вплоть до его полной отмены. Процессу нормализации отношений могло бы также способствовать воздержание от неприемлемых для обеих сторон агрессивных форм риторики и ранее сложившихся негативных стереотипов.