Владимир Путин расчитывает, что доверенные лица помогут ему в контактах с креативным классом.
Фото Reuters
Незадолго до оглашения Послания, ориентировочно 10 декабря, состоится встреча главы государства с доверенными лицами, работавшими на него во время избирательной кампании. По информации «НГ», предварит это мероприятие подробное знакомство приглашенных с итогами реализации правительством Дмитрия Медведева основных положений семи предвыборных статей Владимира Путина. Разбор полетов произойдет на фоне объявленного Кремлем курса на поддержку креативного класса. Эксперты видят в происходящем активизацию нового института давления на правительство.
Институт доверенных лиц Путина, сообщил «НГ» источник в администрации президента, – долгоиграющий проект: «Он призван вслед за Общероссийским народным фронтом (ОНФ) способствовать укреплению связи президента с гражданским обществом». Напомним: в списке доверенных лиц, обнародованном Центризбиркомом 7 февраля с.г., 499 человек – среди них ученые, спортсмены, актеры и музыканты.
Этот коллектив поделят на семь групп, человек по 70 в каждой. В течение дня накануне президентского мероприятия будут организованы их встречи с высшими чиновниками страны. С 12 до 19 часов последние расскажут доверенным лицам, как идет работа над реализацией предвыборных планов президента. Руководить группами, по информации «НГ», будут чиновники администрации президента и бывшие министры. Среди них – пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, глава администрации президента Сергей Иванов, первый замглавы администрации Вячеслав Володин, советники главы государства Эльвира Набиуллина и Андрей Фурсенко.
Заметим, что институт доверенных лиц обычно после выборов прекращает существование, самораспускаясь за ненадобностью. Задача этих людей – своим авторитетом продвигать на выборах определенного кандидата. Не более. В короткой российской президентской истории, напоминает в беседе с «НГ» замглавы Центра политических технологий Борис Макаренко, до этого была только одна попытка сохранить после выборов группу доверенных лиц – когда президент Борис Ельцин пытался с их помощью установить новую систему контроля над склонными к сепаратизму губернаторами. Но затея развития не получила.
Активизация президента на площадках премьера на прошедшей неделе проявилась и в любопытном его высказывании насчет креативного класса. Глава государства предложил субсидировать наиболее значимые социальные проекты в Интернете. Напомним, что Сеть традиционно считается сферой влияния Дмитрия Медведева, демонстративно общающегося со страной в собственном блоге.
Предложение Путина стало сенсацией не только по этой причине – президент впервые упомянул о креативном классе, показывая интерес к этой части электората. Теперь можно сказать: у Медведева – Сколково, о котором давно не слышно ничего позитивного, у Путина – государственные гранты успешным интернет-деятелям. Сам принцип успешности позаимствован, кстати, у Джорджа Сороса: около половины денег авторы проектов должны собрать сами. Игру Путина на этой площадке было бы примитивно объяснять лишь его стремлением поставить под контроль обитателей Сети.
Получается любопытная картина. Президент, не имеющий политической партии, но обреченный на поиски опоры в гражданском обществе, выбирает нетрадиционные пути. Которые помогают ему решать многие задачи.
В том числе – осуществлять мягкое давление на правительство: в тех случаях, когда действия кабинета министров его не устраивают.
Семь предвыборных статей четко обозначили круг проблем высокой государственной важности. И уже сейчас ясно, говорят эксперты, что многие из них зависли. Правда, оговаривается Борис Макаренко, не всегда это происходит по вине правительства: «В одной из статей содержалось требование вернуть Думе право номинировать аудиторов Счетной палаты. Поправка к закону пишется за день. Прошло больше полугода. Какое отношение к задержке имеет Медведев?»
Владимир Путин не собирается отправлять в отставку доверенных лиц. Фото РИА Новости |
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Николая Петрова, Путин, реанимируя институт доверенных лиц, стремится повысить степень своей легитимности: «В результате выборов эта задача не была решена полностью, и теперь мы живем как бы в состоянии перманентно продолжающейся кампании. Поэтому популистские заявления продолжаются. И прекратить их сейчас Путин не в состоянии, потому что тогда его легитимность, популярность и рейтинги поползут вниз».
Только ли о популизме идет речь? Петров допускает, что в президентском Послании Путин объявит «реально новый курс», к которому «должны прилагаться новое правительство и новый премьер»: «При этом у главы государства есть некоторая проблема. Эксперты могут считать Медведева политически недееспособным. Но россияне в большинстве своем воспринимают премьера как члена тандема – как будто ничего не изменилось со времен рокировки 24 сентября. Словно Путин и Медведев просто пересели на разные стулья». Фактически популярность Медведева, как и раньше, чуть ниже показателей Путина, отмечает собеседник «НГ»: «И поэтому нужно какое-то объяснение, какая-то психологическая подготовка для того, чтобы его менять на более способного к реальной деятельности в качестве премьера человека».
В этой же связи эксперт предлагает рассматривать и нынешнюю антикоррупционную кампанию: «Это некая артподготовка перед президентским Посланием. И одновременно – способ консолидировать политические элиты. При этом немножко их деморализовать – чтобы они не могли возражать и противодействовать курсу, который объявит Путин».
Встреча Путина с доверенными лицами – тоже попытка через головы чиновников обратиться к гражданам, подготовив их психологически к смене правительства, уверен Петров: «В Послании Путин объявит об успехах борьбы с коррупцией и, возможно, о мерах экономической либерализации – для улучшения инвестиционного климата. С сохранением политической системы – без серьезной политической модернизации».
Вариант со сменой правительства, возможно, не будет реализован в ближайшем будущем. Однако происходящее очень похоже на поиски специфических форм давления на премьера. Путин, вероятно, считает бестактными многократные указания Медведеву на недостатки в работе его кабинета. В распоряжении президента – удобный инструмент с выразительным названием «доверенные лица». Очевидно, он и будет использован как своего рода прокладка – не столько между президентом и обществом, сколько между президентом и премьером.═