В преддверии межгосударственных консультаций в рамках Года Германии в России, которые должны начаться 16 ноября, германский Бундестаг в прошедшую пятницу принял жесткую резолюцию, посвященную проблемам гражданского общества и правовой государственности в России. За принятие резолюции проголосовали представители правящей коалиции, в которую входят блок христианских партий ХДС/ХСС и Свободная демократическая партия Германии (СвДП), а также депутаты от партии «зеленых». Фракция Социал-демократической партии Германии (СДПГ) представила свой проект резолюции, который, однако, не был принят большинством депутатов.
В документе федерального канцлера призывают обратить внимание на эти проблемы на предстоящих переговорах с президентом Путиным в Москве. При этом утверждается, что это более смягченный вариант по сравнению с тем, который первоначально был предложен в конце августа правительственным координатором по германо-российскому сотрудничеству Андреасом Шоккенхоффом (из фракции ХДС/ХСС).
Дело в том, что немецкий МИД счел необходимым внести свои коррективы (об этом «НГ» писала 05.09.12 и 09.09.12). Как отмечается в материале агентства Deutsche Welle, «немецкие дипломаты изменили, в частности, начало, в котором после правки говорилось о России как «центральном и незаменимом партнере Германии и Европе» и «важнейшем поставщике энергоносителей». Во фразе о том, что Германия и Европа «сильно заинтересованы в политически и экономически современной, демократически устроенной России», они сочли излишними слова про демократию. А констатация того, что «государственная власть видит в политически активных гражданах не партнеров, а противников», была, как и некоторые другие особо критические пассажи, и вовсе изъята.
Но тем не менее документ, призывает правительство затронуть критические темы на переговорах 16 ноября, потребовать прояснения обстоятельств гибели Сергея Магнитского и условий содержания в тюрьме бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна, а также настаивать в Совете Европы на соблюдении Россией взятых на себя обязательств.
Ситуация с правами человека на Северном Кавказе квалифицируется в тексте как «неприемлемая». Преамбула, сочиненная дипломатами, правда, тоже осталась, но на две трети окончательный вариант проекта резолюции оказался посвященным нарушениям прав человека в России, дефициту правовой государственности и демократии, гонениям, которым подвергаются представители оппозиции со стороны российских властей.
Подобная правка считается нормальным явлением на германской политической кухне. Поэтому наиболее примечательны, конечно, дебаты в нижней палате немецкого парламента, которые предшествовали принятию данной резолюции. Ведь они отражают настроения общественности этого важнейшего на сегодня партнера России в Европе.
Для будущего российско-германских отношений важно понимать, как может отразиться подобная критическая позиция германских парламентариев на будущем отношений двух стран и вообще России и Европы. Ведь критике в выступлениях депутатов Бундестага подвергалась не только внутриполитическая ситуация в России (включая недавние законы по запрету пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних), но и ее действия на международной арене (где Россия упрекается в поддержке одиозных режимов в Сирии и в Иране). Критике была подвергнута даже программа внутриэкономического развития.
Тот же Шоккенхофф утверждал, что в России модернизацию понимают исключительно как экономическую и техническую задачу. «Как и в 30-е годы – и это говорит сам президент – локомотивом должен стать военно-промышленный комплекс. Но в нашем понимании предпосылка модернизации – не наращивание вооружений, а творческий подход», – подчеркивает он. Со стороны «зеленых» была подвергнута критике политика немецких концернов в России, которые, по мнению депутата Марилуизе Бек, «не поднимают голос в защиту основ правового государства». В данном случае, считает немецкий политик, речь идет о «проблеме двойной морали».
Конечно, озабоченность значительной части немецкой общественности понятна, поскольку Россия явно идет не в ногу с остальной Европой и это препятствует процессу ее интеграции в европейские структуры. Но, с другой стороны, нелишне напомнить, что за пределами резолюции остались также жизненно важные для России вопросы. В этой связи достаточно привести мнение депутата от Левой партии Вольфганга Герке. Он считает, что в диалоге Германии с Россией недостаточно внимания уделено «Партнерству во имя мира». В частности, депутат отметил, что в проекте резолюции Бундестага, подготовленном правительственными фракциями, не было ничего сказано об опасениях России по поводу системы противоракетной обороны НАТО в Европе (ЕвроПРО). Герке справедливо назвал ее железным занавесом, о котором в Берлине предпочитают не говорить.
Перспективы будущего отношений России и Германии попытался охарактеризовать депутат от СвДП Патрик Курт. Он полагает, что никто не хочет отмежевания от России, и призывает к диалогу. Хотя принятая резолюция в силу своей определенной односторонности и обвинительного уклона мало места оставляет для диалога. «Нельзя допустить, чтобы в России возникло впечатление, что мы мысленно передвинули железный занавес на восточную границу Польши», – сказал Курт в своем выступлении. Но создается впечатление, что дело идет именно к этому.