Владимир Милов призывает единомышленников не терять времени.
Фото РИА Новости
Вступившие в силу поправки в Избирательный кодекс делают свое дело. В течение ближайшего месяца участковые комиссии начнут набор новых членов – на пять лет. Боевой призыв заполнять УИКи, прозвучавший из уст известных политиков, разнесся по рядам оппозиции. К набору подключились все крупные ассоциации наблюдателей и политические партии. Эксперты обнаружили в новой редакции Избирательного кодекса подводные камни и невысоко оценили шансы оппозиционеров на успех.
Одним из первых призвал немедленно принять участие в формировании УИКов лидер «Демвыбора» Владимир Милов. Он полагает, что у оппозиции есть уникальный шанс оказать влияние на результаты выборов – для этого необходимо изгнать из состава комиссий фальсификаторов. Или хотя бы уменьшить их число.
Милов вспомнил об УИКах неспроста – 1 ноября вступили в силу поправки в Избирательный кодекс. Это означает, что теперь комиссии будут формироваться раз в пять лет. Используя лазейки в законе, Милов предлагает всем желающим подавать заявления в ответственные за эту процедуру вышестоящие избирательные комиссии.
Редакция «НГ» попыталась выяснить: как рядовой гражданин может войти в состав избирательной комиссии? Отметим, что речь идет не о наблюдателях, а о членах комиссии с правом решающего голоса. У них больше прав, их сложнее удалить, и именно они участвуют в непосредственном подсчете голосов, подчеркивают эксперты.
Законных путей выдвижения несколько. Можно получить направление либо от парламентских партий, либо от непарламентских структур или общественных организаций. Выдвинуть человека в избирательную комиссию по закону могут соседи или трудовой коллектив – простым собранием.
Однако на деле все гораздо сложнее. Гарантированное место в комиссии могут получить лишь представители парламентских партий. «В Москве речь идет о четырех партиях, в некоторых регионах ≈ о большем числе, если они представлены в местных заксобраниях, – рассказал «НГ» председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин. – Каждая партия сможет выдвинуть по одному человеку». Остальные кандидаты в УИКе будут рассматриваться на специальном собрании в вышестоящем избиркоме (в Москве ≈ это теризбиркомы), подчеркивает эксперт. Он рассказал, как проходит процедура: на общем собрании скопом голосуют примерно за 350 кандидатов, которые заполнят 30–35 подведомственных УИКов.
«Отобрала этих кандидатов якобы рабочая группа ТИКа, а включают туда сотрудников школ, больниц, управ – хорошо знакомых чиновникам лояльных граждан, – сокрушается Бузин. – Результатом такого набора становится полная самодеятельность избиркомовцев и массовые фальсификации – какие, например, мы наблюдали в декабре 2011 года».
Порочной практике надеются положить конец в ассоциациях избирателей: «Голос», «Росвыборы», «Союз наблюдателей России» (СОНАР), «Гражданин-наблюдатель» и многих других. Как выяснила «НГ», там готовятся провести собрания и направить в состав УИКов как можно больше наблюдателей, зарекомендовавших себя на прошедших выборах.
«Мы активно занимаемся работой по включению наших представителей в избиркомы, – подтвердил в беседе с «НГ» исполнительный директор «Голоса» Григорий Мелконьянц. – Будем помогать гражданам самоорганизовываться, подавать заявки. У нас налажен контакт с парламентскими партиями».
Представитель «Росвыборов» Георгий Албуров в беседе с «НГ» заявил, что для записи желающих будет создан интернет-сайт, а тема включения оппозиционеров в УИКи будет поднята на ближайшем заседании Координационного совета оппозиции.
Однако, несмотря на необходимость процедуры, эксперты выражают сомнения в успехе начинания. По мнению Андрея Бузина, шансов на получение оппонентами власти статуса членов комиссии с правом решающего голоса немного: «Вариантов два. Либо комиссиям будет лень копаться в заявках и отбраковывать ненужных. Либо будет недобор людей, и возьмут в комиссии не только своих, но и чужих».
Эксперты подчеркивают, что честности выборов можно было бы достичь несколькими законодательными инициативами. Можно перенять опыт некоторых европейских стран, где председателей комиссий назначают от партий, не получивших на выборах большинства голосов. Или спустить сверху сигнал о честном подсчете голосов – тогда и фальсификации будут не нужны. Однако надежд на это при нынешнем режиме оппозиционеры не питают.