Приезжая по непонятным квотам, мигранты оказываются на улице, ухудшая криминогенную ситуацию.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
За нарушение миграционного законодательства в Москве с начала года задержаны 17 тыс. иностранных граждан, сообщил вчера глава столичной полиции Анатолий Якунин. Однако, говоря о ситуации с преступностью, он пользовался другим термином – «приезжие». Именно они и ответственны за 48% всех совершенных в Москве преступлений. Руководитель МВД РФ Владимир Колокольцев заявил, что в 2012 году только в сотрудничестве с правоохранителями стран СНГ против нелегалов возбуждено более 4 тыс. уголовных дел. При этом статистика того же МВД свидетельствует: мигранты из стран бывшего СССР за девять месяцев 2012 года совершили всего около 3% из 1,7 миллиона преступлений.
По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), уже несколько лет подряд в Россию ежегодно въезжают от 11 до 14 млн. иностранцев. Основная масса которых – мигранты из стран СНГ. Всех въезжающих ФМС держит под жестким контролем, о чем, в частности, было заявлено на недавнем первом заседании комиссии по миграционным вопросам Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ. На нем и выступил руководитель ФМС Константин Ромодановский. Объяснив, что каждый приехавший в нашу страну заносится в специальную базу учета иностранных граждан. По словам Ромодановского, это позволяет не только оперативно оценивать миграционную обстановку, но и анализировать ситуацию, прогнозировать дальнейшее развитие. Собравшейся общественности была даже продемонстрирована интерактивная карта миграционных потоков. В результате, как уверяет пресс-служба ФМС, члены комиссии даже обрадовались: мол, в СМИ постоянно твердят, что точного количества мигрантов не знает никто, но, оказывается, это вовсе не так.
Действительно, статистическая деятельность ФМС серьезно впечатляет: проведено почти полмиллиона проверок о соблюдении миграционных законов, проверено почти миллион объектов, составлено почти 2 млн. протоколов и т.д. Это что касается выявления незаконных мигрантов. По законным статистика тоже внушительная: выдано более миллиона разрешений на работу, из которых граждане, попавшие в Россию без виз, получили 860 с лишним тысяч. То есть у миграционной службы на первый взгляд все схвачено, но тогда возникает вопрос: а откуда же берутся явно выглядящие приезжими люди, которые довольно большими коллективами толкутся на строительных рынках и вдоль пригородных шоссе и предлагают свои трудовые руки любому желающему?
Пресс-секретарь ФМС Залина Корнилова объяснила «НГ», что ее ведомство о том знать не может. Поскольку квоты для въезжающих устанавливает не оно, а правительство страны. Причем по заявкам региональных властей. ФМС же только оформляет разрешения на работу. Так что корреспонденту «НГ» она посоветовала обращаться в соответствующие структуры субъектов РФ. По словам Корниловой, ФМС несет ответственность за законность или незаконность пребывания мигранта в России, а также за соблюдение российскими гражданами и юрлицами законов о привлечении иностранной рабочей силы. Кстати, она заметила, что вряд ли по уличным впечатлениям стоит судить о реальном количестве мигрантов – дескать, по лицам не всегда можно определить, приезжий это или местный человек.
Любопытно, что даже власти путают – случайно или, наоборот, преднамеренно – понятия «приезжий» и «мигрант». Например, вчера на пресс-конференции руководителя московской полиции Анатолия Якунина прозвучали данные: с начала этого года полицейские задержали 17 тыс. незаконных мигрантов, то есть иностранных граждан, пребывающих в стране с нарушением миграционного законодательства. Около тысячи из них были из России высланы. А потом Якунин, говоря, криминогенной ситуации в столице, употреблял уже другой термин – «приезжие». Ведь именно они, по его словам, ответственны за 48% всех преступлений. Эти непонятные «приезжие» уже повинны в 70% убийств. За 10 месяцев 2012 года в Москве зарегистрировано 149 тыс. преступлений. То есть, обратим внимание, на «приезжих», значит, приходится около 70 тыс.
Между тем, по статистике, которую можно посмотреть на официальном интернет-сайте МВД РФ, за девять месяцев текущего года иностранными гражданами совершено всего-то чуть более 3% от общего количества всех преступлений России. Или, если брать абсолютные цифры, то 32 730 из 1 млн. 746 тыс. зарегистрированных. Кстати, в подавляющем большинстве случаев под иностранцами подразумеваются люди из стран СНГ. Впрочем, в вышеприведенных числах есть некоторое лукавство: дело в том, что выявление «иностранности» преступления происходит только после его раскрытия. А по той же полицейской отчетности в целом их раскрывается чуть более 50%. Поскольку мигранты специализируются на мелких и средних преступлениях типа краж и грабежей, то раскрываемость таковых еще более низкая. Но тем не менее на 70 тыс. случаев в одной только Москве явно не натягивается. А это значит, что глава ее полиции явно имел в виду не столько иностранцев, сколько приезжих граждан России.
В понедельник, выступая на встрече министров внутренних дел в Риме, Владимир Колокольцев оперировал другими цифрами и понятиями. Он говорил о преступлениях нелегальных мигрантов, против которых в этом году было возбуждено 4 тыс. уголовных дел с помощью правоохранителей из стран бывшего СССР. Которые вместе с российскими коллегами провели несколько операций под кодовым названием «Нелегал». Пресечена деятельность около 40 преступных сообществ. Между тем нет никаких официальных данных о том, какой процент легальных мигрантов превращается в нелегальных, кто этому больше способствует – этническая преступность или рабовладельческое отношение к ним российских работодателей.