Анатолий Лысаков в ожидании нового статуса Народного фронта.
Фото PhotoXPress.ru
Существующий с мая 2011 года Общероссийский народный фронт, как известно, до сих пор не имеет для своего существования каких-либо правовых оснований. Но совсем скоро они появятся. Группа депутатов из «Единой России» внесла в Госдуму законопроект на этот счет. Ведь в ОНФ состоят как юридические лица – различные общественные движения, организации и даже госучреждения, так и отдельные граждане. Такая смесь теперь с юридической точки зрения будет считаться ассоциацией или союзом. Соответствующие поправки к закону о некоммерческих организациях примут, очевидно, уже в середине ноября.
Несколько видных единороссов предложили откорректировать закон об НКО. Правке подвергается его статья 11. В которой сейчас зафиксировано право юрлиц объединяться в ассоциации или союзы.
В партии власти отчего-то решили, что это неправильно. А где же право граждан вступать в отношения не только друг с другом, но и с вышеупомянутыми юрлицами? Поэтому решено, что ассоциации и союзы отныне можно организовывать всем подряд. «Установление предлагаемой нормы позволит реализовать конституционное право граждан на объединение и окажет благоприятное влияние на развитие институтов гражданского общества в нашей стране», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Правда, в ней нет ни слова о том, какие же примеры из реальной жизни заставляют законодателя так аврально переписывать закон. Ведь внесен он был лишь в конце прошлой недели, а первое чтение его уже намечено на середину ноября, когда депутаты Госдумы вернутся из регионов. Им предлагается установить в законе, что ассоциацией или союзом считается добровольное объединение юрлиц и (или) граждан, «созданное ими для представления и защиты общих интересов, в том числе профессиональных, для достижения общественно полезных и иных не противоречащих закону целей, имеющих некоммерческий характер». Впрочем, если посмотреть вокруг, то нетрудно заметить, что один практический случай необходимости как-то соединить в одном целом и людей, и структуры, все-таки имеется. Это Общероссийский народный фронт, созданный в мае 2011 года как раз и физическими, и юридическими лицами.
Напомним, что разговоры о скором законном оформлении ОНФ то ли этой осенью, то ли уже все-таки весной ходят достаточно давно. По данным «НГ», затяжка с регистрацией ОНФ во многом как раз и была вызвана тем, что правовую оболочку для него в его нынешнем виде подобрать было невозможно. Однако теперь, как только законодательная инициатива единороссов будет принята, дело, очевидно, пойдет быстрее. Любопытно, кстати, что, как уже писала «НГ» (см. номер от 07.09.12), в принципе найден и способ обеспечить ОНФ право на его нынешнее имя. Ведь использование слова «Россия» и его производных по закону разрешается только специальным указанием правительства. Однако вот Минюст уже подготовил поправку, которая разрешает называться «российскими» неким государственно-общественным или общественно-государственным объединениям. Эксперты тогда однозначно указали «НГ» на то, что это новшество делается в основном под ОНФ.
Стоит отметить, что раз ассоциации или союзы даже в их новом понимании все равно остаются неким подвидом НКО, то это значит, что какая-то из них, например, сможет претендовать на получение господдержки. Как известно, российская власть год от года увеличивает средства, направляемые структурам гражданского общества в виде грантов. Под предлогом того, что негоже нашим общественникам жить на зарубежное вспомоществование. Так что нельзя исключить, что и ОНФ как ассоциация в статусе НКО тоже сможет претендовать на спонсорскую помощь государства. Тем более что политические конкуренты ОНФ на финансовую основу его существования обращают серьезное внимание. Например, коммунисты, как стало известно «НГ», уже готовят запрос в правоохранительные органы с требованием проверить – откуда фронтовикам поступают деньги и нет ли здесь неправедного использования бюджетных средств или какого-то иного незаконного финансирования.
Впрочем, руководитель аппарата ОНФ и первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков на такие попытки, судя по всему, смотрит спокойно. Он объяснил «НГ», что вопросов по финансированию Народного фронта не может быть, ведь в нем состоят в том числе и общественные организации, имеющие собственные бюджеты, и граждане, располагающие своими средствами и так далее. К идее разрешить вступать в одни и те же союзы и тем и другим Лысаков отнесся положительно. «В принципе государство делает правильные шаги по структурированию общественной активности наших граждан, потому что если есть возможность не просто выражать неорганизованно некие свои требования, желания, чаяния, а делать это в рамках организации, работающей по определенным правилам, имеющей определенный алгоритм, в том числе и финансирования, то, конечно, эффективность такой гражданской активности будет выше, чем некое хаотичное самовыражение, которое зачастую свойственно некоторым нашим согражданам», – сказал он «НГ».
Отдельно Лысаков остановился и на возможной финансовой поддержке фронта со стороны государства. В качестве примера он привел свою организацию «Право выбора», которая спонсоров не имеет, а потому людям, работающим в ней, приходится тяжело. Так что перспективы господдержки он назвал «нормальным, правильным подходом». Лысаков фактически подтвердил предположение «НГ» о том, что поправки в закон об НКО делаются под ОНФ: «Я думаю, что это вполне пересекается с нашим вектором, и после того, как законопроект примет силу закона и появится какая-то правоприменительная практика, определенный опыт, общественные организации и граждане могут взять это на вооружение в качестве эффективного инструментария».
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин тоже не удивился законодательной инициативе единороссов. «Власть пока явно не решила, что делать с ОНФ, но вот для того чтобы успокоить людей, в нем работающих, дать им какую-то перспективу, действительно необходимо найти для него формально-юридическую основу». Эксперт, кроме того, вовсе не исключил и получение фронтом финансовой господдержки. «Фронтовики могут, например, вести программы политического образования, тренировать гражданских активистов, патриотическим воспитанием заняться вместе с новым управлением администрации президента – и под это получать гранты от власти». Так что, например, претензии оппозиции к ОНФ по поводу денег, заметил Макаркин, можно будет спокойно отвергать: мол, мы занимаемся социально значимыми проектами.