Антон Иванов и Вячеслав Лебедев, возможно, будут работать в одной команде.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
По информации «НГ», на VIII Всероссийском съезде судей в декабре этого года будет обсуждаться объединение Верховного и Высшего арбитражного судов России (ВС и ВАС). Однако информированные источники «НГ» утверждают, что этот процесс, связанный по времени с вероятным переездом двух судов в Санкт-Петербург, может затянуться на два года. Эксперты предвидят неприятности для граждан и судейского сообщества в связи с реформой. И напоминают о реальных проблемах, стоящих перед отечественной системой правосудия. В частности – о не принятом до сих пор законе об административных судах.
В Верховном суде «НГ» сообщили, что на официальном уровне никаких решений относительно переезда и грядущего объединения не принято. «Пока нет никаких официальных документов на эту тему. Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию», – ответил газете руководитель пресс-службы Верховного суда Павел Одинцов. Но источник, близкий к ВС, заверил корреспондента «НГ» – вопрос окажется в центре обсуждения ближайшего съезда судей, намеченного на декабрь. Напомним, что такие съезды собираются раз в четыре года для решения наиболее важных проблем отечественной судебной системы. Мероприятие посетит президент Владимир Путин, который, возможно, и озвучит идею переезда вкупе с объединением двух судебных инстанций. Впрочем, оговаривается источник, Путин может анонсировать реформу уже в ноябре.
В кулуарах высших судов страны идея муссируется давно. В последнее время разговоры на эту тему в профессиональной среде приобретают более конкретную форму – и тревожный оттенок. Источник подчеркнул – вопрос обсуждался еще в прежней администрации президента, при главе государства Дмитрии Медведеве: «Скорее всего переезд задуман как некое институциональное обновление системы. Можно допустить, что в рамках переезда произойдет слияние двух ее частей».
Однако реализация проекта столкнется с большими сложностями, предупреждает собеседник «НГ»: «С одной стороны, сделать юридическую столицу из Санкт-Петербурга – может быть, и неплохо. Но большинство судей вряд ли поедут туда – здесь у них семьи. К тому же многие из них являются преподавателями, читая лекции параллельно основной работе. Кроме того, в Петербурге у них не будет права приватизации квартир». Беспокоит судей и размещение их жилья в бывшей промзоне, в районе химических предприятий.
Другой источник, близкий к ВС, видит главный минус идеи в «неизбежной провинциализации судебной системы, потому что, находясь в Питере, она будет изолирована от системы законотворчества, деградирует ее научно-практическая составляющая – все крупные вузы начиная с МГУ и Института права при Академии наук находятся в Москве».
Важной в глазах судей выглядит и нынешняя процессуальная система взаимодействия с правоохранительными органами – например, со Следственным комитетом: «Санкции по спецобъектам – по тем же судьям – нельзя выдавать по телефону. Это делается в открытом режиме, их выдают высшие квалификационные коллегии».
Зампредседателя Верховного суда в отставке Владимир Радченко озабочен главным образом тем, что гражданам со всей страны придется добираться до судов с пересадкой в столице, это хлопотно и дорого. Кроме того, напоминает эксперт, объединение судов возможно только после внесения поправок в Конституцию, что нецелесообразно.
Объединение судов под эгидой ВС имеет логическое обоснование, уверяет «НГ» источник, близкий к руководству Верховного суда: «Есть аналогичная германская судебная модель, где Верховный суд выступает координатором процессов в единой системе судопроизводства. Почему в ее рамках не может совершаться арбитраж?» Заметим: по данным Верховного суда, сегодня ВАС рассматривает меньше дел, чем все суды общей юрисдикции в одной только Московской области. В случае объединения в силу уже одного этого обстоятельства ВАС перейдет в общую структуру на подчиненных позициях.
В годы президентства Дмитрия Медведева, напомним, его сокурсник – глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов – стал влиятельным судебным чиновником. В то время как председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев подвергался суровой критике со стороны главы государства. Например, в одном из интервью Медведев осудил порочную, на его взгляд, практику совместных обедов судей с адвокатами. Никто не сомневался, что речь идет о судах общей юрисдикции, поскольку деятельность адвокатов связана именно с этой частью судейского сословия. В январе 2011 года на встрече с Общественной палатой в Горках Медведев бросил резкую фразу: «Мы что, не знаем, что судьи взятки берут?» Когда осенью 2011-го Иванов был выдвинут тогдашним президентом Медведевым на второй шестилетний срок, в профессиональном сообществе даже муссировались слухи о том, что он, возможно, переберется на пост главы ВС. Высший арбитражный суд тем временем старался расширить список своих полномочий.
Россия – одна из немногих стран, где сохраняется спецсуд для предпринимателей, напоминает в беседе с «НГ» Владимир Радченко. В то же время он уверен, что торопиться с реформой не следует. И напоминает, что в эпоху перемен может остаться на обочине гораздо более значимая для судебной реформы инициатива. Речь идет о законопроекте «О федеральных административных судах в РФ», призванном защитить граждан от произвола чиновников. Документ был принят на ура Государственной Думой в первом чтении в 2000 году и предусматривает создание в рамках судов общей юрисдикции 520 федеральных межрайонных судов, 21 окружной и судебной коллегии по административным делам ВС.
В начале 2000-х, очевидно, «исполнительная часть чувствовала необходимость такого рода реформирования», говорит Радченко: «С тех пор прошло 12 лет, а Дума никак не доберется до второго чтения. Хотя потребность в такого рода судах сегодня только растет. Они действуют более чем в 40 странах мира и еще нигде себя не скомпрометировали. Наоборот, число государств, где есть административные суды, увеличивается. Они созданы в Украине, в Казахстане, в Прибалтике и даже, извините, в Монголии...»
Президенту Адвокатской палаты Москвы Генри Резнику обе инициативы – и по объединению судов, и по переезду ВАС и ВС в Петербург – не кажутся вопросами первостепенной важности: «Зачем трогать устоявшуюся систему?» Как и Радченко, он считает, что для России гораздо важнее решение проблемы создания административных судов: «Сегодня дела, связанные с защитой интересов граждан, рассредоточены по разным судам – общей юрисдикции, арбитражным...»
К сожалению, в России этот вопрос считается неактуальным, сетует Владимир Радченко: «Повторяется история с созданием прокуратуры в нашей стране. В 1922 году Ленин написал, что гражданин должен иметь право опротестовать любое незаконное решение власти только в суде. К сожалению, через день после создания этой статьи Ленина разбил инсульт, а его преемники, сохранив право граждан на протест, вместо суда отправили их искать справедливость вверх по вертикали власти».