Фото Reuters
Вчера арестованный по делу о беспорядках Леонид Развозжаев написал отказ от следователя Рустама Габдуллина. С трудом пробившиеся к нему члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы зафиксировали на одежде Развозжаева следы от скотча. Суды над фигурантами «болотного дела» обрастают чередой скандалов – адвокаты находят в делах все новые процессуальные нарушения. А в регионах преследуют тех, кто причастен к выборам в Координационный совет оппозиции (КСР).
Главе московской ОНК Валерию Борщеву вчера на протяжении нескольких часов отказывали в доступе к Леониду Развозжаеву. В беседе с «НГ» Борщев назвал происходящее формой противодействия правозащитникам. При осмотре одежды Развозжаева правозащитники обнаружили следы скотча. Эти вещи, уверен Борщев, должны стать вещдоками при расследовании заявлений Развозжаева. Валерий Борщев подчеркнул, что тот написал отказ от следователя Рустама Габдуллина, ведущего дело. Габдуллин, по словам Борщева, в свое время принял фигуранта «прямо из рук похитителей». Правозащитникам передали записку, которую испуганный Развозжаев написал в первый день приезда - о том, что он не собирается кончать жизнь самоубийством.
О намерении встретиться с Развозжаевым заявил вчера и глава Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов.
Вчера же Басманный суд Москвы продлил в рамках «болотного дела» аресты юриста комитета «За гражданские права» Николая Кавказского и Андрея Барабанова. Адвокат Кавказского потребовал от суда назначить ему компьютерную томографию и УЗИ: в СИЗО у последнего обострились хронические заболевания. «Это – на усмотрение следователя», - сообщила судья Наталья Мушникова. Следователь тут же счел состояние обвиняемого удовлетворительным.
Редакция «НГ» попросила британского эксперта Маргрет Саттеруэйт прокомментировать видеоролик с участием Николая Кавказского, который лег в основу обвинения в его адрес. «Там видно, что полицейский его ударяет, а Кавказский отмахивается. Больше ничего разглядеть невозможно. Ни в одной нормальной судебной системе мира это не послужило бы основанием для длительного ареста», – сказала Саттеруэйт.
Отметим, что накануне защита другого фигуранта дела –Артема Савелова – передала в открытый доступ видеозаписи с его участием на акции 6 мая. Там отчетливо видно, как Савелов не только не замахивается, а буквально вытягивается по стойке смирно, когда рядом проходят полицейские.
Сегодня будут решать вопрос о продлении содержания под стражей инвалида Михаила Косенко. Его проведенная следователями экспертиза ранее признала невменяемым, после чего Косенко оказался под угрозой принудительного лечения в психиатрической больнице. Адвокат Валерий Шухардин пояснил «НГ», что лечение в психбольнице его подзащитному не требуется. А вот изменение меры пресечения – необходимо: «Ну нет в российских СИЗО условий для содержания инвалидов!»
Между тем наблюдатели и адвокаты не перестают удивляться происходящему в российском правосудии. Требуя продлять сроки ареста, следователи и вчера, и на предыдущих заседаниях ограничивались стандартными фразами: мол, обвиняемые продолжат заниматься преступной деятельностью, станут оказывать давление на свидетелей... «Какой преступной деятельностью я могу продолжить заниматься?» – искренне недоумевал на заседании во вторник белорусский журналист Леонид Ковязин. Его обвиняют в переворачивании нескольких туалетных кабинок.
Также нелепо звучат в адрес фигурантов дела и обвинения в давлении на свидетелей. Особенно учитывая, убеждены подсудимые, что все свидетели – действующие сотрудники полиции. В ответ на вопрос корреспондента «НГ» – насколько законны продления ареста «под копирку», адвокат Валерий Шухардин не смог сдержать смеха: «Это вопиющее нарушение прав людей, Европейской конвенции о правах человека и даже российских законов. Однако для России это вполне нормально».
Тем временем правоохранительные органы уже не только России, но и Белоруссии ополчились на защитника по «болотному делу» Максима Короткова-Гуляева. Последний ранее рассказывал «НГ» о проведении у него дома незаконного обыска и похищении протоколов допросов свидетелей в рамках дела о беспорядках. Эти документы составляют адвокатскую тайну. Вчера же он пожаловался на белорусское КГБ, которое во вторник выдворило его из Минска, куда он приехал по личным делам. По словам адвоката, его объявили нежелательным лицом в Белоруссии и предложили отправиться в Германию. Представителей спецслужб не смутила даже проблема с отсутствием загранпаспорта, добавляет адвокат, не сомневающийсяь, что причина давления - «болотное дело».