Саммит АТЭС во Владивостоке стал мощным стимулом для дискуссий относительно восточного вектора развития России. Здесь у нас как минимум две важнейшие задачи: во-первых, развитие отношений с нашими азиатскими соседями даст возможность резко увеличить объем взаимной торговли, а также обеспечить приток инвестиций в Россию. Ведь именно страны Азии сегодня являются наиболее динамично развивающимися экономиками мира. Во-вторых, перекос в развитии европейской и азиатской частей России становится одной из серьезнейших проблем для страны. И кооперация с нашими соседями на востоке может изменить ситуацию. Опять же – развитие кооперационных проектов с азиатскими странами станет стимулом для создания новых производств на востоке России.
Одним из наших важнейших партнеров в Северо-Восточной Азии является Южная Корея. Как придать нашим отношениям дополнительную динамику, думали участники форума, организованного 23 октября российским Фондом национальной энергетической безопасности, «Российско-корейское сотрудничество как часть азиатской стратегии РФ».
Надо отметить, что за прошедшие годы для полномасштабного экономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея создана надежная договорно-правовая база двустороннего сотрудничества: заключены соглашения по торговле, о гарантиях инвестиций, по пресечению незаконного, нерегулируемого и несообщаемого промысла живых морских ресурсов, по предотвращению двойного налогообложения, о сотрудничестве в военно-технической области, о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, о культурном обмене и другие.
Южнокорейские инвестиции растут во многих регионах России, а их отраслевой ассортимент быстро расширяется. В прошлом году взаимная торговля достигла 25 млрд. долл., а объем накопленных инвестиций в экономике РФ из РК с 1989 года по состоянию на текущий год составил 1,9 млрд. долл. (1584 проекта). Уже заявлены новые впечатляющие проекты вроде транскорейского газопровода, которые способны перевести наши отношения на новый уровень. Но они требуют согласованной политики между двумя Кореями.
Несмотря на сложные взаимоотношения между РК и КНДР, в случае согласования всех необходимых условий по коммерчески взаимовыгодному проекту (например, транзиту природного газа) маловероятно, что возникнут какие-либо международно-правовые сложности с заключением трехстороннего соглашения как межправительственного. Будучи членами ООН, наши государства являются равноправными субъектами международного права, то есть имеющими равное право на заключение подобных соглашений. На наш взгляд, определяющим фактором в данном вопросе должна стать взаимная экономическая выгода сторон. Однако нельзя не отметить, что между двумя Кореями существует нетривиальная международно-правовая проблема. Поэтому воссоединение Кореи, безусловно, если такое произойдет, будет отвечать национальным интересам России по следующим основаниям.
1. Воссоединение Кореи, локомотивом которого должент стать Сеул, послужит основой для активизации развития российского Дальнего Востока и Сибири.
Проекты по развитию энергических и транспортных коридоров, которые являются ключевыми в программе развития российского ДВ и Сибири, предполагают транзит через территорию КНДР. Такие проекты невозможно осуществить при сохранении нынешнего закрытого режима Северной Кореи, которому трудно доверять.
2. Расширение экономического сотрудничества с объединенной Кореей приведет к увеличению экономических выгод для России.
После воссоединения Кореи России будут предоставлены выгодные условия для участия в крупномасштабных проектах – транспортных, энергетических и индустриальных. Кроме того, резко увеличится спрос как на традиционно экспортируемые из России товары и ресурсы (лесоматериалы, металлы, топливно-сырьевые ресурсы), так и на энергетические сооружения, различное оборудование и вертолеты.
3. Воссоединение Кореи даст России прекрасные возможности для укрепления своих позиций и влияния в АТР.
Во-первых, для уменьшения зависимости от Китая и повышения влияния в регионе необходима система многостороннего сотрудничества. В этом процессе самым надежным партнером может стать объединенная Корея, которая в результате воссоединения приобретет более крепкие позиции и сильное влияние.
Во-вторых, в случае, если Россия внесет вклад в дело воссоединения Кореи (например, в урегулирование северокорейской ядерной проблемы и создание многосторонней системы безопасности в регионе), она тем самым сыграет ведущую роль: 1) в развитии приграничных зон Кореи, Китая и собственных; 2) в реализации идеи создания субрегионального энергетического сообщества северо-восточной части Азии; 3) в осуществлении идеи создания экономического сообщества стран бассейна Восточного моря. Таким образом, Россия сможет укрепить свои позиции в регионе.
Таким образом, это означает, что Россия близка к тому, чтобы получить еще один исторический шанс выхода на лидирующие позиции в Дальневосточном регионе, который ей не удалось реализовать 100 лет назад.