Депутат Франц Клинцевич борется за престиж военной службы.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Госдума в ближайшее время должна рассмотреть правительственный законопроект о реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву. В документе говорится о льготах для солдат при поступлении в вузы, а также четко определяется, что «на государственную гражданскую службу не могут быть приняты граждане, уклонившиеся от военной службы». Появление данного законопроекта инициировал президент Владимир Путин 7 мая с.г., сразу же после своей инаугурации в одном из своих первых указов.
По официальной статистике Минобороны, весной 2012 года от призыва на военную службу уклонились 166,1 тыс. человек (в том числе от получения повестки – свыше 135 тыс. юношей, остальные сменили место жительства, не уведомив об этом военкомат). Правда, юридически считаются уклонистами только те, кто, официально получив повестку, не явился на призывную комиссию. Таких в России гораздо меньше – около 7 тыс. человек.
Заметим, что многие дети из семей российской элиты обучаются за границей в престижных вузах и стараются под разными предлогами избежать военной службы, рассматривая ее как обузу или потерю времени при решении карьерных вопросов.
Между тем сам факт появления законопроекта, который увязывает возможность непринятия на госслужбу лиц, избежавших выполнения конституционного долга по защите Отечества, – резонансное событие, которое затрагивает разные группировки людей, в том числе и в окружении тандема.
С одной стороны, данный документ показывает, что ставка сегодня делается не столько на контрактную армию, сколько на комплектование ее по смешанному принципу. При этом у призывников должна присутствовать стойкая мотивация к военной службе. И эту мотивацию государство обязано выработать через определенные законы.
С другой стороны, в руководстве страны есть противники таких законов. К примеру, СМИ уже публиковали мнение вице-премьера Владислава Суркова, считающего, что уклонистов нельзя ущемлять в их праве занимать посты на государственной службе, так как это, мол, противоречит Основному закону. «В соответствии с частью 4 статьи 31 Конституции РФ граждане страны имеют равный доступ к государственной службе...» – отмечал вице-премьер. Наблюдатели обратили внимание и на то, что выдвиженцы премьера Дмитрия Медведева затягивали внесение в Госдуму законопроекта о повышении престижа военной службы, хотя президент обязал правительство сделать это почти полгода назад и именно в этом году (см. «НГ» от 01.10.12).
И вот документ наконец-то внесен в нижнюю палату российского парламента. В настоящий момент законопроект № 148166-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» находится на рассмотрении в думском комитете по обороне. Но уже в ближайшее время будет включен в план обсуждения в первом чтении, поскольку не требует заключения правительства, а распоряжение № 1857-р от 5 октября с.г. о его внесении в Госдуму подписано премьером Дмитрием Медведевым. Официальным представителем при рассмотрении документа палатами Федерального собрания назначен статс-секретарь, заместитель министра обороны Николай Панков.
Надо полагать, обсуждение законопроекта в Госдуме будет бурным. Можно допустить, что даже среди представителей партии власти при обсуждении документа появятся сторонники точки зрения, высказанной Владиславом Сурковым. Хотя, учитывая партийную дисциплину единороссов, можно предположить, что победит точка зрения лоббистов Минобороны в лице единоросса Франца Клинцевича. Именно он первым поддержал идеи президента и еще летом внес в парламент законопроект, в котором предложил отказывать уклонившимся от службы в армии в праве занимать должности на государственной службе. Именно на эти предложения наложил вето в официальном отзыве вице-премьер Владислав Сурков.
Между тем уже ясно, что правительство попыталось смягчить закон о повышении престижа военной службы, на котором настаивал президент. В пояснительной записке к документу отмечается, что если человек не прошел военную службу, но не является уклонистом, то на него ограничение при приеме на госслужбу «не распространяется». Иными словами, по нынешнему законодательству, если юноша, прячась от армии, жил не по месту регистрации и официально не получал повестки на призывную комиссию, то по достижении им 27 лет он может спокойно идти на госслужбу, и никто ему это не запретит.
Напомним, что в своем указе от 7 мая с.г. Владимир Путин обязал правительство предусмотреть «предоставление преференций гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров». Вот как на данное поручение в пояснительной записке отреагировало правительство: «В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, заключающегося в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Оценка осуществляется конкурсной комиссией».
«При конкурсном отборе предоставление каких-либо преференций одному из претендентов затруднительно, – говорится в записке, – поскольку связать навыки, полученные во время службы в армии, с требованиями, предъявляемыми к государственному гражданскому служащему, не представляется возможным».
«Очень печально, что правительство, подготовив проект закона № 148166-6, фактически не выполнило указание президента, в котором он обязал его изыскать дополнительные стимулы для бывших солдат, отбираемых на госслужбу, – сказал «НГ» член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков. – Утверждение, что это сделать «затруднительно», – надуманное. Каких-то чиновничьих навыков солдату, конечно, может не хватать, но это дело наживное. А вот морально-психологические качества, установка служить Отечеству, которые солдат приобрел в армии и которые могут быть отражены в официально подготовленных для этого характеристиках командиров, – это уже должно быть основанием для преференцией при отборе на госслужбу».
«Учитывать при отборе на госслужбу армейскую биографию кандидата, конечно же, правильно, – сказал «НГ» председатель ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков. – Но вопрос о том, кого считать уклонистом от военной службы, надо ставить шире. Я лично поддерживаю законодательное предложение главы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова отменить повестки и сделать обязательным в так называемый день Х прибытие призывников в военкомат. При таком регламенте сразу можно выявить ярых противников армейской службы, то есть людей, которым не место в структурах власти. Такое положение существует в ряде государств и оно соответствует принципу социальной справедливости. И оно должно прижиться и в России, если мы действительно хотим построить в стране демократическое государство и общество».