В аэропорту турецкой столицы самолет с российскими гражданами продержали восемь часов.
Фото Reuters
Не успели в Кремле объявить о переносе визита Владимира Путина в Турцию, как двусторонние отношения подверглись новому испытанию. Инцидент с сирийским самолетом, выполнявшим полет по маршруту Москва–Дамаск, может быть расценен как давление на РФ.
«Текущая ситуация не должна повлиять на турецко-российские отношения». Так глава МИД Турции Ахмет Давутоглу отреагировал на инцидент с сирийским самолетом с россиянами на борту, который истребители турецких ВВС вынудили приземлиться в среду вечером в Анкаре. Причиной для посадки авиалайнера стало подозрение, что на борт погружено оружие для Сирии. А подозрения вызвало то, что на самолете находились лишь два члена экипажа и 35 пассажиров, хотя лайнер может перевозить 180 человек.
Тщательный обыск самолета продолжался пять часов. Газета Hurriyet, ссылаясь на источники в силовых структурах, сообщила, что на борту был обнаружен груз предположительно военного назначения – средства связи и радиостанции активных помех. По сведениям же NTV, в самолете были обнаружены запчасти ракет. После того как вызвавшее подозрения оборудование было изъято, самолету разрешили продолжить рейс.
Выступая по ТВ, Давутоглу не стал сообщать какие-либо детали инцидента, отметив лишь, что расследование продолжается. Зато посольство РФ в Анкаре потребовало разъяснений от властей Турции и поставило вопрос о доступе к 17 российским гражданам, находившимся на борту.
По словам официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича, в аэропорт Анкары были направлены консульские работники и врач. «Однако турецкие власти без объяснения причин и в нарушение двусторонней Консульской конвенции отказали дипломатам во встрече с нашими гражданами, которых в течение восьми часов не выпускали в здание аэропорта, изредка разрешая им спуститься на летное поле», – подчеркнул он.
Российская сторона продолжает настаивать на объяснении причин действий турецких властей в отношении россиян и принятии мер к недопущению подобных инцидентов в будущем.
«Разумеется, инцидент с посадкой в Анкаре сирийского самолета, летевшего из Москвы в Дамаск, разозлил российские власти, – сказал в беседе с «НГ» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. – Поскольку введение международных санкций в отношении Сирии никто не утверждал, у Турции не было никаких оснований задерживать самолет».
По словам Лукьянова, поведение Анкары может быть расценено как давление на Москву из-за поддержки режима Башара Асада и наверняка обострит двусторонние отношения. «Турция действует сейчас не как посланник НАТО, членом которой она является, а самостоятельно. Она фактически вмешалась в сирийский конфликт – после того как на прошлой неделе снаряд, вылетевший с сирийской территории, убил и ранил людей в Турции. Кроме того, ее приграничные с Сирией территории фактически оказались под контролем Курдской рабочей партии. А Дамаск эту ситуацию разруливать не торопится».
Анкара запретила турецким самолетам входить в воздушное пространство Сирии. Глава Генштаба вооруженных сил Турции генерал Некдет Озел заявил в среду, что турецкие военные готовы реагировать с «еще большей силой» в случае, если Сирия продолжит обстрелы турецкой территории. А премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган на заседании Организации исламского сотрудничества в Стамбуле подверг жесткой критике правительство Сирии.
Неудивительно, что в подобной ситуации президент Владимир Путин отложил визит в Турцию, планировавшийся на 14–15 октября. Хотя официальной причиной переноса поездки указан плотный график российского лидера.
«Прибытие Путина в Турцию могло быть превратно истолковано как Дамаском, так и Анкарой, – считает Лукьянов. – Еще недавно казалось, что сирийская тематика не отразится на контактах России с Турцией. Однако Анкара настолько глубоко погрузилась в сирийский конфликт, что это не могло не сказаться на ее отношениях с Москвой».