Фото с официального сайта администрации округа Химки
Как известно, нынешнее российское законодательство не предусматривает возможность создавать избирательные блоки. О том, что эта опция может быть возвращена, уже пытаются говорить открыто. Но пока ни смягчение условий партийного строительства, ни так называемая либерализация избирательной системы партиям возможности создавать блоки возможности не предоставили.
При этом неформально более или менее широкие предвыборные коалиции все-таки складываются. Чем как не прообразом такого союза считать прошлогоднее решение «Единой России» идти на выборы в Госдуму вместе с Общероссийским народным фронтом? Можно спорить о прочности такой конструкции, как и о том, насколько разумным вообще было такое решение. Перед самыми выборами Народный фронт был несколько задвинут на второй план, чтобы не смущать избирателя: ведь в бюллетене фигурировала только «Единая Россия».
Опыт сотрудничества ЕР и ОНФ показывает, что создание даже неформальных предвыборных объединений с участием партий в условиях современной российской политической системы крайне проблематично. Поэтому можно скептически рассматривать негласный альянс той же ЕР и «Патриотов России» на выборах губернатора Рязанской области. С другой стороны, уже на примере этого региона мы видим, что полноценное предвыборное соглашение может быть заключено только в формате сотрудничества кандидата (не партии) с общественными организациями.
В этой связи представляется крайне любопытной избирательная кампания в подмосковных Химках. Там сложилась уникальная ситуация, которая еще может задать вектор дальнейшего развития политсистемы. Основной кандидат в мэры Олег Шахов фактически сумел объединить вокруг себя все общественные организации города. Конечно, Шахов идет в мэры при поддержке «Единой России». Он член этой партии, как и губернатор Московской области Сергей Шойгу, который, в свою очередь, не скрывает своей симпатии к и.о. мэра Химок.
Но очевидно, что решающим фактором в вероятной победе Шахова на мэрских выборах станет отнюдь не мнение правящей партии или позиция губернатора. Мэрство Шахова может стать результатом уникального компромисса среди наиболее активной части горожан. Формальное дистанцирование кандидата от «Единой России» вызвано не стратегическими соображениями, а стремлением найти опору в лице общественных организаций. Пост мэра Химок явно не является политическим, это в первую очередь пост для грамотного управленца. И работать новому мэру придется не с партиями, а с жителями города. Поэтому ставка на общественников представляется куда более перспективной, чем артикуляция партийной принадлежности.
Проблемы Химок широко известны, нет смысла их лишний раз перечислять. Единороссы любят повторять, что любые проблемы можно решать только путем диалога с жителями. «Диалог с жителями» – это замыленная формула, за которой скрывается на самом деле система негласных и часто неформализуемых договоренностей с различными игроками на рынке административного торга. Это и местные силовики с бандитами, и застройщики с прочим бизнесом, местным, региональным и федеральным, и прочие агенты, которые часто проявляют себя не в собственном лице, а через разнообразные организации «гражданского общества». Допустим, на прием к мэру записались представители некой патриотической организации. Но далеко не во всех случаях это или ряженые казаками, или детские педагоги. «Патриотами» могут оказаться, так скажем, специалисты по предоставлению весьма специфических услуг, ненавязчивый сервис от местных авторитетов. Известно, что таких разнообразных «сервисных структур» для власти на местах существует достаточно много. И с ними, как бы ни хотелось обратного, приходится так же вести «диалог».
Дополнительную интригу гражданской коалиции, собранной в поддержку Шахова, в Химках придает тот факт, что ее состав вовсе не дублирует Общероссийский народный фронт. Таким образом, база общественной поддержки Шахова получается значительно шире. В нее входят самые различные организации – от явно мечтающего вернуться в элиту футбольного клуба «Химки» до профсоюзов, трудовых коллективов и ветеранских организаций. При этом важно понимать, что эти структуры не просто привычно взяли под козырек перед ставленником власти. За каждой из них свои интересы, с каждой из них предстоит непростой разговор. И в этом разговоре Шахову как раз и понадобится поддержка губернатора.
В лице Шахова Химки могут получить не просто мэра-хозяйственника, но человека, наладившего прямой контакт с жителями через их наиболее активных представителей. Хотя тут налицо и обратная связь. Именно имидж опытного управленца позволил сложиться вокруг кандидата широкой коалиции из горожан.
Поддержка общественных организаций поможет и в деле ограничения влияния административного ресурса на результаты выборов. Ведь ставя свою подпись под соглашением о поддержке того или иного кандидата, неправительственный сектор становится главным заинтересованным лицом в честности и прозрачности избирательного процесса. Поскольку никому из общественников не хочется запятнать себя участием в сомнительных операциях. Таким образом, возросшая роль общественности становится гарантом честных выборов и обеспечивает бесконфликтный транзит власти на муниципальном уровне.