Владимир Путин выправляет курс страны.
Фото ИТАР-ТАСС
Преодоление новым президентом последствий политических реформ Дмитрия Медведева продвигается успешно. И в ближайшее время, очевидно, благополучно завершится. Возможно – новым законом о Совете Федерации, где не будет никаких выборов. Или коррекцией процедуры избрания губернаторов, о чем в последнее время говорят многие политики. Ведь либеральные инициативы предшественника его преемник в первые же месяцы своей легислатуры компенсировал серией репрессивных актов. С таким явным запасом, что, как стало известно «НГ», в Госдуму поступила команда с новым ужесточением подождать.
Юбилей президента Владимира Путина 7 октября этого года совпадает с окончанием пяти месяцев его повторного первого президентского срока. К этому же времени, судя по набранным темпам, должен в основном завершиться и переходный период от предыдущего президентства к нынешнему. Здесь важным показателем является та политическая реформа Дмитрия Медведева, которую он объявил под самый конец своего пребывания на посту главы государства. Явно под давлением массовых уличных протестов и совершенно точно не для себя, а для своего преемника, который одновременно и предшественник.
Однако Путин, сохранив внешний облик уже построенных медведевских сооружений, старается там, где можно, отделать их изнутри совсем по-другому. А те, что еще не были начаты, вообще забросить или перепрофилировать. Ну а то единственное здание, которое уже было сдано в эксплуатацию еще при Медведеве, Кремль теперь старательно окружает красивым, но довольно высоким забором.
Имеется в виду измененный закон о политических партиях, согласно которому любые 500 граждан России могут сколотить свою политическую организацию. Кстати, никто и никогда не спорил с тем, что либерализация партийного законодательства и процедур участия партий в выборах, – это то немногое из политических преобразований президента 2008–2011, что было сделано в реальности.
И хотя теперь Путин рассказывает – например, селигерской молодежи – о том, что мелкопартийная система создана специально для того, чтобы все эти группки сами дискредитировали себя в глазах граждан, а не ссылались на запретившую их злую власть, всем понятно, что данная система – это действующий фактор политики. Например, в нынешних осенних выборах участвует уже три десятка структур, а через год, если, конечно, Минюст снова не опустит железный занавес, их будет никак не меньше сотни. Доказательством того, что все это реалии, с которыми власть вынуждена считаться, служит хотя бы законопроект, который на днях подготовлен в Минюсте для преодоления одного из негативных последствий нынешней многопартийности.
Дело в том, что перед каждыми выборами это ведомство обязано публиковать в государственных и муниципальных СМИ список допущенных к электорату партий. Однако теперь предлагается размещать данный реестр исключительно в Интернете. Объяснение простое: партий слишком много, у каждой из них к тому же по несколько десятков региональных отделений, публикации таких огромных перечней обходятся бюджетам субъектов РФ и муниципалитетов в весьма приличные деньги.
Например, Минюст, считая по максимуму, утверждает, что в тех или иных местных выборах, учитывая еще и общественные организации, может участвовать до 350 избирательных объединений. Что занимает как минимум четыре газетные полосы формата А4. Между тем эти данные ведомство приводит на своем сайте. В зависимости от региона квадратный сантиметр печатной площади стоит от 10 до 60 руб.
Минюст утверждает, что Интернет теперь в России доступен практически везде, а скоро станет еще ближе в соответствии с целым рядом госпрограмм. Известно, однако, что это не совсем так: Сеть в нашей стране есть отнюдь не везде. Но в принципе для большей части избирателей сведения о бесконечном количестве партий все равно не интересны, так что никакого информационного голода они не ощутят.
Стоит отметить, что это не первый случай, когда власть вынуждена придумывать какие-то законодательные способы преодоления мелкопартийного буйства. Скажем, решение о том, что участковые комиссии будут формироваться сроком на пять лет, а не перед каждыми выборами, – это опять же привет от медведевской реформы. Ведь теоретически каждая партия может претендовать на места в избиркомах, а если их будет больше сотни, то кого-то точно пришлось бы обидеть отказом. А стало быть, бесконечные судебные процессы были бы неизбежны.
Открытое правительство Дмитрия Медведева: кто помнит сегодня о его существовании? Фото с официального сайта «Единой России» |
Или вот недавнее заявление председателя Госдумы Сергея Нарышкина о формировании на Охотном Ряду Совета непарламентских партий – это опять же последствия медведевщины. Ведь это он инициировал закон, что как минимум раз в год уличные коллеги парламентских партий могут участвовать в наиболее важных заседаниях. Между тем представителей сотни партий в зале ГД просто даже посадить негде. Понятное дело, что в рамках будущего совета Нарышкин сможет хотя бы договариваться с ними о квотах и очередности.
Заметим, впрочем, что с остальными составляющими политреформы Медведева получилось проще и иногда интереснее. Взять хотя бы закон о выборах губернаторов, который был инициирован бывшим президентом, но еще при нем по ходу думского обсуждения переделан до неузнаваемости. Например, туда был введен муниципальный фильтр, договариваться о котором ряд губернаторов и мэров пришли именно к Медведеву.
Квазивыборы региональных начальников вызвали такое возмущение в обществе, что теперь сама партия власти принялась говорить об откате с этих позиций. Например, еще 29 августа на заседании экспертного совета при председателе ГД лидер думской фракции ЕР Андрей Воробьев, отмечая, что партии «споткнулись о системы фильтров», заявил: «Может быть, фильтры должны быть другие, а может быть, закон о прямых выборах должен поменяться, и этого тоже не стоит стесняться». На первом заседании нижней палаты ее спикер тоже призвал депутатов оценить, не было ли в каких-либо из принятых летом законов серьезных ошибок, а если были, то немедленно их исправить, прислушавшись не только к чиновникам, но и к независимым экспертам. И даже сам Медведев решил тоже присоединиться к хору критиков. Во вторник на встрече с руководством ЕР он тоже посоветовал подумать над возможной корректировкой закона по итогам избирательной кампании.
Однако главной компенсацией политических преобразований, затеянных при предшественнике, для Владимира Путина, безусловно, стали так называемые драконовские законы, принятые весной-летом этого года. Напомним, что началось все с ужесточения законодательства о митингах, фактически отменившего их уведомительную организацию. Дальше при поддержке Кремля единороссы отделили от обычных НКО «иностранных агентов», ввели уголовное наказание за клевету, что оппозиция однозначно восприняла как политическую акцию.
Все эти законы президент не просто молчаливо подписал, он неоднократно выступал с разъяснением их сути и защищал их сакральный смысл, который, как это любил объяснять Путин еще во время своих первых двух сроков, заключается в том, что закон должны соблюдать все. В том числе и оппозиционеры. Напомним, что о том же самом глава государства снова заявил недавно в своем телеинтервью перед началом саммита АТЭС во Владивостоке. Однако, судя по всему, в Кремле поняли, что укреплять дальше «диктатуру закона» пока не стоит.