Сергей Железняк намерен защитить граждан от интернет-бандитов, а власть – от неконструктивных критиков.
Фото с официального сайта партии «Единая Россия»
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк вчера подтвердил намерение партии власти инициировать законопроект, разрешающий лишать блогеров анонимности (см. «НГ» от 29.08.12). Парламентарий настаивает: речь идет о защите интересов граждан – о преступлениях против личности. Однако при этом проявляет особую озабоченность критикой власти в Сети. Эксперты считают инициативу ЕР мерой, направленной против гражданского общества.
Сергей Железняк повторяет те же доводы, которые приводил в беседе с «НГ» полтора месяца назад. Он предлагает распространить на анонимных авторов уголовную и административную ответственность за преступления, совершенные в Сети. Известный блогер Олег Козырев подтверждает, что сделать это нетрудно – с помощью спецслужб, контролирующих провайдеров.
Железняк настаивает: Сеть становится опасной. Особенно его беспокоят угроза здоровью и жизни человека, оскорбления, мошенничество, доведение до самоубийства. Депутат взывает к чувству собственного достоинства граждан, которых третируют в Интернете неизвестные «доброжелатели», прикрывающиеся никами. И сокрушается по поводу того, что правоохранительные органы безоружны перед злоумышленниками. Новых наказаний для них не будет – достаточно старых, содержащихся в УК. Но теперь они будут применяться не только к тем, кто реально нарушает закон, но и к тем, кого объявят интернет-пособником преступника, а также к гражданам, неосторожным в выражении своих мыслей.
И вот здесь, как говорится, начинается terra incognita. Потому что непонятно, кто будет проверять сообщения блогеров на вредоносность и преступность. Видимо, предполагается система особых тестов и привлечение экспертов, но об этом Железняк умалчивает.
Конечно, можно будет организовать когорту оскорбленных граждан, которые засыпят правоохранительные органы исками по поводу морального ущерба, нанесенного им сообщениями в Сети. Как, например, в случае с претензиями православных россиян к панк-группе Pussy Riot. Однако и на этот счет Железняк пока не высказывается. В основном его вчерашний спич остается больше «протоколом о намерениях». Хотя и вполне серьезных.
Дело в том, что пафос его выступления – в защите власти от критики. Он подчеркивает, что правоохранительные органы не станут придираться к таковой, если она окажется содержательной и будет апеллировать к фактам, а не к ложным измышлениям. Иная будет привлекать пристальное внимание компетентных органов. Особенно тревожит парламентария, оказывается, не ущемленное достоинство рядовых россиян, а информационные войны в Сети и сливы чернухи. Зло должно быть наказуемым, уверен Железняк, и он знает, как этого добиться.
Например, каленым железом в Интернете следует выжигать вредные видеоролики. Вчера Железняк высказался на этот счет весьма туманно. Он попросил Генпрокуратуру и Роскомнадзор принять меры по пресечению действий экстремистского характера (ст. 282 УК РФ), содержащихся в неких видеороликах, выложенных в соцсети ВКонтакте. Железняк так и написал Юрию Чайке и Александру Жарову: «Прошу вас проверить вышеизложенные факты, дать правовую оценку и принять незамедлительные меры, предусмотренные законодательством РФ, по пресечению действий экстремистского характера, и направить ответ в мой адрес». Бдительный вице-спикер обнаружил в этих роликах «прямые угрозы террористов и лидеров бандформирований расправой в адрес должностных лиц и граждан РФ».
Объяснить, что за продукцию он имел в виду, депутат не захотел, сославшись на срочное совещание. Однако вот совпадение – вчера появилось сообщение, что закончена экспертиза Следственного комитета жесткму антифашистскому ролику «Русские скинхеды – антирасисты», популярного зимой 2011 года. Эксперты пришли к выводу – автор этого произведения возбуждает ненависть к определенной социальной группе. То есть к скинхедам. Теперь можно себе представить, как будут оценивать эти же эксперты высказывания известных блогеров, насыщенные критикой в адрес власти.
То, что под прицелом окажутся в первую очередь не анонимы, разбрасывающиеся личными оскорблениями соседей и сослуживцев, а лидеры оппозиции, не сомневается Олег Козырев: «Скорее всего этот механизм будут использовать против людей, которые не прячутся. У меня, например, блог не анонимный. У Алексея Навального – тоже. Такие блоги сегодня и представляют наибольшую угрозу для властей. Речь идет о том, чтобы создать побольше проблем для тех, кто не прячется».
«Мы знаем, против кого были направлены скороспелые последние законопроекты Государственной Думы, – считает собеседник «НГ». – Они были направлены против гражданского общества – во всех смыслах. Сегодня на линии огня оказались «мыслепреступления». И здесь логика та же – предлагается лишить граждан возможности свободного общения. Ведь Интернет – важнейшее средство коммуникации».
Железняк с возмущением отвергает обвинение в попытках введения цензуры. Он апеллирует к формальному признаку: мол, цензура – это когда произведение кастрируется на предварительной стадии, еще на пути к читателю-потребителю. А он предлагает бороться с уже проникшим в Сеть материалом.
Вице-спикеру возражает Козырев: «Все равно это цензура – мысли и слова. Это как если бы запретили людям говорить, что они думают». Публичность Интернета не должна нас смущать, считает собеседник «НГ», потому что в современном мире «стираются грани между частным пространством и публичным»: «Самый яркий пример – с футболкой у человека, к которому в кафе придрались православные активисты. Ведь футболку тоже можно объявить «публичным призывом».
В последнее время неотвратимо и быстро сужается частное пространство человека, сетует Олег Козырев, и эта тема актуальна не только для России: «Меня тревожит только то, что в нашей стране в отличие от Запада слишком беззащитна свобода мнений, свобода критики»