Далеко не каждый кандидат прорвется к электорату.
Фото Trend/PhotoXPress.ru
Сегодня в последней из пяти областей, где 14 октября пройдут выборы главы региона, – Белгородской – завершится срок сбора подписей кандидатами на эту должность. Регион оказался уникален: несмотря на то что муниципальный фильтр тут минимальный – 5%, представители думских партий, за исключением ЛДПР, пробиться сквозь него так и не смогли. Хотя, по информации «НГ», некоторым из них единороссы предлагали оказать в этом деле помощь.
За пост губернатора в Белгородской области поборются четверо – действующий глава региона Евгений Савченко от ЕР, Александр Запрягайло от «Патриотов России», Ирина Горькова от ЛДПР и Александр Кушнарев от «Правого дела». Коммунисты и эсэры отреклись от участия в предвыборной гонке в самом начале кампании, последовало их примеру и местное отделение «Яблока».
«Преодолеть даже пятипроцентный барьер собственными силами тут нереально, – объяснил «НГ» руководитель городской партийной организации КПРФ Павел Тимошенко. – Депутатов и глав муниципальных образований, которые могут эти подписи сдать, около 3000. Примерно 1800 из них – члены ЕР, остальные – демонстративно беспартийные. Но ведь они не только депутаты, но и учителя, врачи, руководители госучреждений. А значит, целиком и полностью зависят от администрации и будут делать то, что она скажет». По словам коммуниста, «они запуганы и подписи за оппозиционеров сдавать отказались».
Депутатов – выходцев из оппозиционных партий, по словам собеседника «НГ», на весь регион не больше 30. «А подписей нужно собрать 148. Зачем при таком раскладе вообще выборы возвращали? Пусть бы губернаторов назначали по-прежнему – итог-то один. Хотя бы деньги бюджетные не тратили. Мы и эсэры практически сразу отказались заниматься безнадежным делом», – обиделся коммунист. И этот демарш администрации региона не понравился.
«Единороссы на нас выходили и в открытую предлагали помочь со сбором подписей. Но мы отказались: нам дорога репутация», – признался Павел Тимошенко. А вот другие кандидаты, по его данным, такой принципиальностью похвастаться не могут: «Судите сами – «Патриоты России» и «Правое дело» на прочих выборах набирают на двоих 1,5%. Могли они преодолеть этот фильтр самостоятельно?»
Самая большая удача местной власти – участие в выборах представительницы ЛДПР. «Она приезжая, и вся кампания губернатора теперь будет построена главным образом на противостоянии с ней – мол, варяги региону не нужны. Удобно для него выходит: получится хоть какая-то видимость политической борьбы».
О том, что единороссы время от времени предлагают помочь в сборе подписей представителям конкурентов, намекали «НГ» и в других регионах. Источник в руководстве «Яблока» утверждает – представители ЕР подписывались за кандидата-яблочника в Брянской области. Коммунист Вадим Потомский, кандидат на пост губернатора в этом регионе, похвастался, что ему удалось заполучить подписи единороссов, многозначительно пояснив: «Там есть люди, которые ненавидят эту партию».
Жаловалась «НГ» на небескорыстную помощь, которую оказывают единороссы кандидатам-спойлерам в сборе подписей, и кандидат в губернаторы Новгородской области коммунистка Ольга Ефимова. При этом, по ее словам, в результате такого неравнодушия партии власти к судьбе малоизвестных кандидатов представители «серьезных» политических сил остались за бортом предвыборной гонки (см. «НГ» от 20.08.12).
Экспертов подобные маневры единороссов не удивляют. «Как показал пример Белгородской области, приняв закон о выборах губернатора даже с минимальным муниципальным фильтром, власти перехитрили сами себя», – заметил замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По словам собеседника «НГ», опыт первой же кампании по выборам губернаторов показал на примере Белгорода – конкуренты ЕР при всем желании преодолеть этот фильтр не смогли: «Конечно, в этих условиях, чтобы сохранить лицо, власть была готова протащить на выборы даже коммунистов. Но те отказались. И появление представительницы ЛДПР оказалось очень кстати».
В остальных регионах, где позиции действующих губернаторов и ЕР были значительно слабее, по словам Макаркина, единороссы поддерживали представителей других партий по иным причинам – они их рассматривали как заведомых спойлеров. «При этом муниципальный фильтр проявил себя в полную силу. Все мы видели: представители действующей власти и угодные им претенденты проходят его без сучка и задоринки. А оппозиционеры тратят на это массу сил и нервов. Находятся в постоянном стрессе. А ведь еще неясно, какие сюрпризы их ждут на этапе проверки подписей».
«Власти пытаются сохранить хотя бы видимость выборов. И найти тех, кто согласится принять их помощь, они смогут всегда. Ведь участие в выборах, тем более такого уровня, важно для любой политической партии», – заметил в беседе с «НГ» председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин. Муниципальный фильтр, по словам эксперта, – это попытка нивелировать сам факт возвращения выборов глав региона. И он с этой задачей справился.