Таисия Осипова получила суровую отповедь власти.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера Заднепровский районный суд Смоленска приговорил активистку «Другой России» Таисию Осипову к восьми годам лишения свободы. Адвокаты готовятся оспорить это решение в вышестоящей инстанции. А правозащитники подчеркивают: произошедшее целиком и полностью укладывается в концепцию властей по запугиванию несогласных.
Одними из первых на вчерашний приговор отреагировали лидеры оппозиции. «Таисии Осиповой дали восемь лет. Даже прокурор просил четыре. Торжество бесправия и цинизма. К чему власть толкает народ?» – возмутился в своем микроблоге координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов. «Суд дал восемь лет Таисии Осиповой – в два раза больше, чем просил прокурор. Какая-то расправа, а не суд», – заметил сопредседатель движения «Солидарность» Илья Яшин.
Напомним, активистка была арестована 25 ноября 2010 года по обвинению в торговле наркотиками. Защита обвиняемой и движение «Другая Россия» объявили: это дело сфабриковано для того, чтобы оказать давление на мужа Таисии, члена исполкома движения Сергея Фомченкова. Наркотики, по их словам, были подброшены, а показания свидетелей сфальсифицированы. Последних они предлагали проверить на детекторе лжи. Кстати, сама активистка испытание на этом приборе прошла. Выяснилось: ее слова о собственной невиновности правдивы. Несмотря на это, в 2011 году суд приговорил Осипову к 10 годам лишения свободы в колонии общего режима.
В начале 2012 года нынешний премьер Дмитрий Медведев, бывший в то время президентом России, объявил такое решение чрезмерно суровым: «Это очень много, даже если она виновата». Он также признал, что «бывают случаи, когда наркотики подбрасывают, чтобы выбить у кого-то необходимые показания». 5 марта 2012 года Медведев поручил Генпрокуратуре России провести анализ законности и обоснованности обвинительных приговоров суда в отношении ряда граждан России. В список попали 32 фамилии, в том числе и Осиповой.
После этого защита и сторонники активистки получили надежду уж если не на оправдание, то на значительное смягчение приговора. «Дочь очень ждала, что мама выйдет на свободу», – написал в своем микроблоге Сергей Фомченков. И тут – такой поворот. «Не говоря уже про то, что дело полностью фальсифицировано, давать восемь лет за 1,2 грамма, тогда как за килограммы отпускают... Это прецедент. Переквалифицируя обвинение на более мягкое, судья дает в два раза больше, чем просил прокурор...» – сокрушается муж Осиповой.
Возмущена происходящим и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. В беседе с «НГ» старейшая отечественная правозащитница заметила: «Это ужасно. Больная женщина с маленьким ребенком получила восемь лет колонии – и это при том, что доказательства ее вины более чем спорны». По словам Алексеевой, главным образом случившееся направлено на «запугивание общества» и является закономерным продолжением практически всех судебных процессов над несогласными, а также в спешке принятых законов об НКО, митингах и черном списке сайтов. «По Конституции, и суды, и законодательная власть должны быть независимы от власти исполнительный, однако в нашей стране это не так», – сокрушается правозащитница.
Самым же опасным явлением, по мнению Людмилы Алексеевой, являются попытки власти расколоть общество и «стравить одну его часть с другой»: «Верующих людей вынуждают вступить в конфликт с неверующими, рабочих – со средним классом, представителей одних политических движений – с другими. До добра такие вещи не доведут».