Фото Reuters
В ближайшие дни на выборах глав пяти регионов заканчивается период сбора подписей муниципалов. Начинается второй этап – борьба настоящих кандидатов. Еще будут крики «недовольных» и апелляции «обиженных», но почти все те, кто сумел за два прошедших месяца заручиться поддержкой нужного количества местных депутатов, уже известны. Предыдущие действия выглядят как легкая разминка. Настоящая кампания стартует именно сейчас.
Поскольку прежний опыт прямых выборов глав регионов изрядно подзабылся, а внимание к нынешним ввиду ускоренного усложнения политсистемы постоянно повышается, то важно учитывать общие тенденции и особенности. Тем более что их вполне можно сформулировать, не обращая внимания на сопутствующую любым выборам риторику. Таких тенденций как минимум пять.
Во-первых, стали видны реальные позиции партий в регионах. В большинстве случаев кандидаты от оппозиционных системных сил оказываются несопоставимы по политическому весу и ресурсам с кандидатами от партии власти. У нее тоже есть кадровые проблемы, понятные при пристальном взгляде на единороссовскую «скамейку запасных», но это уже другой разговор. Попытки реализовать коалиционные стратегии оппозиционерам пока не удались. Время для маневров еще есть, но вряд ли возникнут как блоки, способные победить, так и привлекательные лидеры, способные их возглавить и гарантировать выполнение коалиционных обязательств.
Во-вторых, показал свою эффективность «муниципальный фильтр». Власть, предлагая этот механизм, убивала сразу трех зайцев – отсекала неадекватных кандидатов, «засоряющих» избирательный процесс, стимулировала малые партии к кадровой работе на уровне муниципалитетов и подталкивала их к неформальному объединению для усиления политической конкуренции. Первые два «зайца» оказались добыты вполне успешно. Достаточно посмотреть на то, как партии стали выдвигать своих кандидатов на местах, какое внимание привлекают выборы, которые раньше, может быть, даже и не заметили бы (можно вспомнить «феномен Касимова»), чтобы стало понятно: партии теперь вынуждены работать на уровне муниципалитетов, чтобы выжить на уровне регионов. Придет время, и третий «заяц» тоже будет добыт. Это вопрос скорее политической культуры и грамотности, от которой в прежней малопартийной системе игроки быстро отучались.
В-третьих, формируется новая политическая повестка, близкая «рядовому» избирателю. Прежняя схема наделения полномочиями развивала административные, а не политические методы борьбы. Перефразируя одного из политологов, можно сказать, что «борьба за умы всецело уступила место борьбе за посты». Граждане на местах осознавали, что их личные проблемы региональную власть волнуют куда меньше, чем «доверие Центра». Теперь – все по-другому. Конечно, без Кремля и центральных партийных «крыш» не обойтись, но ставка исключительно на федеральную поддержку может оказаться провальной. Даже представителям власти на Старой площади напрямую рекомендуют «не бронзоветь». И если для «старых» губернаторов это осваиваемый, хотя и тяжело восстанавливаемый навык, то для губернаторов-неофитов, первый раз выходящих на прямые выборы, это головная боль. Впрочем, у основной массы будущих кандидатов есть время и возможности поучиться на примере кампаний этого года.
В-четвертых, появился стимул для развития института губернаторства и появления нового типа главы региона, в последнее время ставших как на подбор «администраторами на территории». Он пришел на смену предложенному в 90-х типу хозяйственника, который почти повсеместно копировали коллеги Лужкова. Однако нынешний тип главного регионального чиновника испытывает серьезные проблемы. Успех Урлашова в Ярославле был обеспечен политической повесткой. Так что запрос на политиков в провинции есть даже на уровне муниципалитетов. Кандидатам в губернаторы придется учитывать этот запрос, который при отсутствии в ближайшее время федеральных выборов будет формировать мотивацию на выборах региональных. Качество этого запроса будет варьироваться в зависимости от региона, но игнорировать его нельзя.
Наконец, на выборах в субъекте во многом будет определяться уровень легитимности всех уровней власти. Делегирование политического капитала идет как сверху вниз, так и снизу вверх. Прямые выборы принесут новую легитимность и конкретным людям, которые будут выстраивать отношения c федеральным Центром на основе воли избирателей. Министерские рейтинги региональных руководителей постепенно уйдут в прошлое. Теперь оценки будет ставить избиратель, а не федеральный чиновник.
В рамках этих пяти тенденций можно понять, какие особенности будут у новой генерации региональной власти. И хотя новый пятилетний выборный цикл в регионах только начинается (в этом году только пять из восьмидесяти трех регионов выбирают своих глав), вполне возможно, их придется учитывать еще долго.
От того, насколько быстро политики смогут встроиться в новую модель напрямую, зависит интенсивность отечественной политической жизни. Ведь многие из перечисленных проблем касаются не только регионов, но и крупных городов. Правительство на днях уже собирается внести в Думу законопроект о возвращении обязательных прямых выборов глав муниципальных образований.