Владимир Путин давно готовил себе поддержку в лице полпредов.
Фото Reuters
В минувшие выходные Владимир Путин внес изменения в положение о Госсовете – в состав этого органа вошли полномочные представители президента в федеральных округах. В беседе с «НГ» эксперты связали усиление института полпредства с обострением политической ситуации в стране и желанием главы государства усилить контроль за губернаторами.
Напомним, на протяжении последних нескольких лет наблюдатели замечали: функцию по усилению вертикали власти полпреды выполнили, и надо либо наделять их новыми, либо распускать. Эту мысль подтверждали и социологи: по данным фонда «Общественное мнение», около 80% россиян понятия не имеют, кто является полпредом в их округе, и ничего не знают об их работе (см. «НГ» от 07.06.12). Добавили масла в огонь дискуссий и неожиданные кадровые решения, связанные с назначением новых полномочных. К примеру, после того как за Уральский федеральный округ стал отвечать экс-начальник цеха Уралвагонзавода Игорь Холманских, многие наблюдатели констатировали: раз уж президента перестал интересовать уровень политической искушенности кандидата на эту должность, дела института совсем плохи. Около месяца назад и вовсе появились слухи – в ближайшее время эта сфера управления будет серьезно переформатирована.
Способствует ли нынешнее решение президента укреплению института полпредства? По словам депутата Госдумы от КПРФ Вадима Соловьева, главным образом оно связано с возвращением губернаторских выборов и тем, что «главой региона может стать неподконтрольный федеральному Центру человек». А значит, велика вероятность, что в будущем полпредам предстоит осуществлять надзорную функцию за выбранными губернаторами. Был, по мнению депутата, у Владимира Путина и еще один мотив: «Институт полпредства в свое время был введен для того, чтобы жестко скрепить территорию России под контролем президента. Сейчас социально-экономическая ситуация в стране напряженная, осенью ожидается всплеск политических протестов. Полномочные представители будут отслеживать ситуацию в регионах и очень жестко и быстро реагировать на акции оппозиции».
А вот серьезного усиления самого Госсовета эксперты от такого пополнения не ждут. «Для Госсовета эффект от этого равен нулю, – заметил в разговоре с «НГ» председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. – Ну посидит Холманских на его заседании, посвященном, к примеру, вопросам здравоохранения. И что? Если бы он там не посидел, то ничего бы не изменилось ни для Холманских, ни для Госсовета, ни для здравоохранения». По мнению эксперта, «в орган, который обладает непонятными конституционными полномочиями, добавили людей, которые также не обладают серьезными полномочиями»: «Это просто очередная имитация того, что в госуправлении нашей страны что-то меняется. За исключением Александра Хлопонина, который не только является полпредом президента в Северо-Кавказском округе, но и вице-премьером правительства России, функции этих представителей крайне незначительны. В настоящее время полпреды главным образом занимаются кадровой политикой в силовых ведомствах. Но это можно было делать и из федерального Центра». Помимо Хлопонина, напомним, обязанности федерального министра и полпреда совмещает Виктор Ишаев. Он отвечает за Дальневосточный федеральный округ и возглавляет Министерство по развитию Дальнего Востока.