Pussy Riot признались только в этической ошибке.
Фото Andrey Smirnov/AFP
Вчера в Хамовническом суде Москвы начались основные судебные слушания по делу панк-группы Pussy Riot. Суд уже отклонил все ходатайства защиты. Но просьбу обвинения выполнил – о частичном запрете видео- и аудиозаписи происходящего в зале (и соответственно прямой онлайн-трансляции). Адвокат подозреваемых Марк Фейгин в разговоре с «НГ» назвал происходящее самоликвидацией правосудия.
Вопрос о частичном прекращении фото- и видеосъемки, а также онлайн-трансляции процесса прокурор поднял в самом начале заседания. И это ходатайство оказалось единственным из тех, что суд вчера удовлетворил. Следить за допросом потерпевших и свидетелей, а также изучением письменных материалов дела и вещественных доказательств общественность теперь не сможет.
«Принцип гласности и открытости не нарушается. Судебное заседание является открытым», – подчеркнула при этом судья.
Все ходатайства защиты постигла иная участь. Суд отказался вернуть дело на доследование в прокуратуру. Хотя, по словам подсудимой Марии Алехиной, в обвинительном заключении нет информации о ее учебе в институте и положительных характеристик. Кроме того, адвокатам не разрешили вызвать в качестве свидетеля Патриарха Кирилла, а также искусствоведов, религиоведов, культурологов.
Вину в хулиганстве девушки из Pussy Riot признать отказались. Но извинились перед верующими. Подсудимая Надежда Толоконникова признала, что исполнение молебна «Богородица, Путина прогони» «это наша этическая вина, но преступления тут не было». Мария Алехина заметила, что смысла обвинения не поняла вовсе. Все они подчеркнули: выступление совершалось по политическим мотивам, религиозной ненависти и вражды они не испытывали «ни разу в жизни».
Адвокаты готовы к тому, что их подзащитных признают виновными: «Судя по тому, как начался процесс, решение уже принято. Я не сомневаюсь, что суд признает девушек виновными и назначит им наказание», – сообщил адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин. Он не знает только одного – насколько суровым будет наказание. «То, что сейчас происходит, – настоящий беспредел. Нашим подзащитным даже не дали толком разъяснить свою позицию. Во время предварительных слушаний они ни разу не давали показаний, сегодня же пришлось выступать в очень сжатой форме».
Адвоката Марии Алехиной Николая Полозова тоже возмутило, что суд не дает возможности провести процесс гласно. Причина, по его мнению, проста – гособвинение не хочет, чтобы их доводы были достоянием общественности: «Я думаю, что им дадут срок, но этот срок будет на совести всех этих людей, которые живут не по закону».
«Это дело политическое, и суд выполняет политический заказ, – объяснил «НГ» глава Московской общественной наблюдательной комиссии правозащитник Валерий Борщев. – Но это губительно для самого правосудия». По мнению эксперта, правоохранители и судьи сами загнали в себя в ловушку: «Они хотели проявить жесткость и наказать девушек по максимуму, но то, что мы сейчас видим, – это просто цинизм, неуважение к закону, праву, мнению общественности. Состава преступления в действиях девушек нет. Это понимают все участники процесса. Поэтому обвинение и пытается поставить максимум препон для сбора и передачи информации».