Фото Reuters
Владимир Путин провел вчера первое после избрания на пост президента заседание Госсовета. Были обсуждены задачи по обеспечению устойчивого экономического роста страны и повышению уровня жизни граждан, которые предстоит решать прежде всего региональным властям. Но открыл заседание глава государства признанием – в катастрофе на юге России виноваты все уровни власти – от местных до федеральных. Вчера же Путин пообещал подписать указ о дополнительных мерах поддержки пострадавших в Крымске.
Президент назвал недопустимо большой дифференциацию уровня жизни россиян – за чертой бедности, по его словам, до сих пор живет около 13% наших соотечественников, то есть 18 млн. человек. Среди мер по борьбе с этим злом он назвал «определение механизма повышения зарплат в бюджетной сфере» и общее развитие экономики. Однако, признался глава государства, существенных улучшений в сфере развития малого и среднего бизнеса в России по-прежнему не наблюдается.
Говоря о работе губернаторов, Путин высказался за пересмотр критериев оценки деятельности местных органов власти и создание системы, которая бы заставила регионы конкурировать между собой: «Ведь зачастую даже соседствующие субъекты Федерации, имеющие практически равные стартовые возможности, отличаются друг от друга, как небо и земля». При этом он сообщил, что, по его поручению, правительство уже подготовило проект указа, где определено 11 критериев оценки деятельности региональных властей. Напомним, сейчас таковые исчисляются десятками. Тех же, кто подумал, что теперь можно будет меньше работать, Путин предупредил: «У главы государства всегда достаточно инструментов, чтобы решать любую кадровую задачу». Уточнив, что это коснется тех, кто своих обязанностей не выполняет, но при этом высказав надежду, что среди губернаторов таких нет.
Федеральная власть, добавил Путин, должна оказать помощь регионам по разграничению полномочий, касающихся закрепления за ними источников доходов. Он поручил правительству России совместно с регионами провести оценку их реальной потребности в финансах и предусмотреть в бюджете 2013 года средства на необходимую денежную помощь. Правда, по его словам, и сами регионы, и органы местного самоуправления должны соблюдать строгую финансовую дисциплину, формируя бюджеты по программному принципу, максимально оптимизировать свои расходные обязательства. «Так, 32 региона имеют задолженность, составляющую 30% собственной доходной базы. Доля задолженности 12 регионов превышает 50% собственных годовых доходов», – подчеркнул президент. Путин предложил дать право губернаторам привлекать к дисциплинарной ответственности тех руководителей территориальных органов власти, кто не справляется со своими обязанностями.
Напомним, что сам Госсовет теперь будет собираться реже, чем прежде, а в его состав уже включены председатели обеих палат парламента и лидеры думских фракций. То есть отныне эта структура, созданная еще в далеком 2000 году, судя по всему, будет более парадно-представительским, чем реально рабочим органом.
Указ президента от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике» – это один из целой серии документов, которые появились сразу же после инаугурации Владимира Путина. Напомним, что в составе кремлевской администрации сейчас даже действует специальная комиссия, которая, по данным «НГ», на местном жаргоне так и называется – «комиссия 11 указов». Ну а сами эти нормативные акты стали результатом тех газетных статей, которые Путин публиковал в ходе своей избирательной кампании и которые в принципе стали такой оригинальной заменой его предвыборной программы. Кстати, одна из этих статей – о национальной политике – была опубликована в «НГ». Любопытно, что, как оказалось, путинские инициативы, отраженные в его материалах, в общем-то, ни у кого отторжения не вызывают. Хотя вот вопросы, а как все им предложенное сделать, конечно, появились. Что интересно, экспертное сообщество страны до сих пор гадает, а кто же готовил эти публикации, вполне точно описывающие существующие в России проблемы и определяющие направления по их разрешению. Поэтому-то и появился такой слух: их готовил мощный компьютер, просеявший по ключевым словам весь Интернет, и некая группа рирайтеров, обработавшая полученный материал в стиле Путина.
Тем не менее обещания избирателям были таким образом даны, и теперь вся система государственной власти будет их исполнять. Что на самом деле в конце концов позволит президенту, если такая необходимость возникнет, безболезненно отказаться от выполнения наиболее сложных. Потому что всегда можно будет сослаться на нерасторопность низовых властных структур. Вот, скажем, в указе, который обсуждался вчера на Госсовете, правительству дано поручение к 2020 году создать в стране 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. А к 2018 году сделать так, чтобы производительность труда в экономике повысилась в полтора раза. А к 2015-му добиться, чтобы объем инвестиций составлял не менее четверти российского ВВП. Придумать, как все это осуществить, кабинет Дмитрия Медведева должен к концу этого года. К 1 октября, кстати, в Госдуму должны поступить законы о стратегическом планировании и, видимо, каких-то новых принципах использования нефтегазовых доходов.
В этом поствыборном указе региональным властям предлагается осуществлять взаимодействие с федеральными органами для успешного выполнения всех путинских «экономических» обещаний, среди которых, впрочем, есть и не совсем экономические. Например, требование к правительству до того же 1 октября подготовить предложения, «направленные на обеспечение реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений». Интересно, однако, что сам Госсовет, похоже, превращается не в то место, где такое взаимодействие можно будет организовывать. Напомним, что эту структуру еще в 2000 году создал сам Путин – в качестве компенсации принятого им решения о выводе губернаторов и глав заксобраний субъектов РФ из Совета Федерации. Вместо них там появились их как бы представители, а регионалам взамен дали собирающийся регулярно Госсовет. И вот теперь Путин своей рукой постановил: регулярность понизить. Например, раньше Госсовет собирался как минимум раз в квартал. А будет – не реже трех раз в год. А президиум Госсовета – его постоянный рабочий орган с периодически ротируемым составом – теперь будет созываться президентом не каждый месяц, а каждые три. Ну и опять же по распоряжению Путина в Госсовет вошли председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин, а также лидеры думских фракций. Заметим, что все они никакого отношения к региональной власти не имеют. А стало быть, Госсовет окончательно становится не столько рабочим органом при президенте, который помогает ему согласовывать единую политику всех властей, сколько парадно-декоративным местом для объявления очередной воли главы государства. При этом, правда, его роль квазипарламентской структуры не только не исчезает, а, наоборот, усиливается.