Юрия Чайку обременят расследованием злоупотреблений в высших эшелонах власти.
Фото PhotoXPress.ru
В России, возможно, появится еще один орган по борьбе с коррупцией. Коллегия уполномоченных прокуроров, считают авторы законопроекта, поступившего в Госдуму, намерена создать институт независимого расследования деятельности высших должностных лиц государства. Эксперты расценивают появление этой инициативы как сигнал элитам от президента, озабоченного перспективой снижения управляемости высшего чиновничества.
Автор законопроекта, член комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков уверен, что закон позволит «обеспечить конституционный принцип равенства граждан РФ перед законом независимо от занимаемого положения в обществе и государстве». В пояснительной записке к проекту говорится, что его принятие позволит «также создать институт по предупреждению предпосылок коррупции и развития политического экстремизма, основанного на эксплуатации так называемого лозунга о неприкасаемости элиты государственной власти».
Суть инициативы – создание правового механизма, позволяющего «проводить предварительное расследование действий бывших первых лиц, если ими в период исполнения своих полномочий были совершены деяния, содержащие признаки преступлений». Речь идет о президентах, премьер-министрах, спикерах Федерального собрания, председателях трех высших судов, генпрокуроре и главе Следственного комитета. «Под раздачу» попали также председатель Счетной палаты, уполномоченный по правам человека в РФ, председатель Центробанка и глава Центризбиркома.
Лысков подчеркивает: законопроект касается не только бывших, но и действующих руководителей. Например, генерального прокурора Юрия Чайки. Если, конечно, принятые им решения нанесут ущерб «конституционным правам и свободам граждан», вызвав «значительный отрицательный резонанс в обществе». Критерий оценки ущерба – массовые жалобы граждан в адрес президента, Совфеда или Думы.
Любопытная деталь: главой новой структуры будет в соответствии с законопроектом первый заместитель генпрокурора. А членами коллегии – другие замы Чайки. Неизвестно, насколько результативной окажется их работа по сбору жалоб населения на шефа, но уж руководителям других ведомств спуску не будет. В пояснительной записке сказано, к примеру, что может начаться проверка деятельности главы Следственного комитета – «после заявления российских граждан о нарушении им действующего законодательства, а также если со стороны главы СКР не последовала должная реакция на представления и требования генерального прокурора о выявленных нарушениях действующего законодательства в следственной практике, не были приняты меры по устранению таких нарушений».
В коллегию из 17 членов, назначаемых на семь лет, по пять человек выдвигают президент, Госдума и Совфед. Еще двое придут с рекомендациями уполномоченного по правам человека. Обсуждаться инициатива Лыскова будет осенью – с понедельника депутаты разошлись на каникулы.
История законопроекта началась со странности. Появился он в базе Госдумы вчера, но с указанием даты – 11 июля. Журналисты, ежедневно прочесывавшие базу, текста не видели. Источник на Охотном Ряду в беседе с «НГ» по этому поводу философски заметил: «Компьютер все стерпит...»
Вторая странность – в Генпрокуратуре, как там заявляют, не знают об инициативе сенатора. В беседе с «НГ» глава правового управления ГП Олег Логунов напомнил – законопроект внесен не Генеральной прокуратурой, а членом Совета Федерации: «Эта инициатива с нами не согласовывалась». Кроме того, заметил Логунов, в России есть закон, который «прямо указывает, что никаких других органов прокуратуры – кроме Генеральной – существовать не может».
Анатолий Лысков предлагает наделить генпрокурора дополнительными полномочиями. Фото PhotoXPress.ru |
Источник в Генпрокуратуре объяснил, почему в ведомстве Юрия Чайки скептически оценивают парламентскую инициативу. Собеседник «НГ» сослался даже на опыт США: «Нам это совершенно не нужно. Нигде в мире этого нет. В свое время, когда в отношении Билла Клинтона расследовал уголовное дело прокурор, никакой коллегии в Америке не создавали. Аналогичные уголовные дела были и в Швейцарии, и в Италии, и в Израиле... Это дело рук действующего прокурора, и никакой необходимости в создании особых органов прокуратуры нет». Источник напомнил: генпрокурор сегодня утверждается Советом Федерации, то есть он подотчетен парламенту: «Поэтому придумывать еще какие-то органы совершенно не нужно. Зачем Лыскову это нужно – мы не знаем...»
Впрочем, глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский уверен – документ мог появиться только по инициативе президента Владимира Путина, поскольку среди тех, чью деятельность будет проверять ГП, фигурируют первые лица страны: «Это дополнительный сигнал элите о том, что глава государства не исключает усиления борьбы с коррупцией в верхнем эшелоне власти. И это политический сигнал: Путин хочет дисциплинировать своих друзей, у которых аппетиты несколько вышли из берегов». С другой стороны, указывает эксперт, это сигнал и «широким народным массам»: мол, будем бороться с коррупционерами всех мастей.
Однако практического смысла в законопроекте немного, уверен собеседник «НГ»: «При желании почти любое коррумпированное должностное лицо не выдержит прокурорской проверки на уровне городской прокуратуры – для этого не нужна специальная комиссия. В силовых ведомствах в этом плане негде пробы ставить... Это политический сигнал. Хотя, если ружье повесили на стенку, не исключено, что осенью оно в кого-то выстрелит. Может быть, даже заранее известно, в кого именно. То есть известно тому, кто повесил, естественно, – а не генеральному прокурору».
Пустой вещью назвал законопроект член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. Он напомнил, что в США Конгресс назначает независимого прокурора, который может исследовать дело, связанное с президентом. Однако, замечает эксперт, «если у вас генпрокурора назначает президент, то о какой независимости можно говорить?» Реально под ударом может оказаться только глава СКР Александр Бастрыкин, считает Петров: «Вполне возможно, что мы видим очередной раунд борьбы между Генпрокуратурой и СКР».
Глава Центра политических технологий Игорь Бунин тоже не усматривает смысла в учреждении особой коллегии по расследованию преступлений высших должностных лиц: «Путин – человек иерархического типа. Он будет создавать бесконечные комиссии, которые будут фильтровать нарушителей – кого можно сажать, а кого нельзя. Но несомненно, что коррупция стала для него реальной проблемой».
И последняя, главная странность. Хотя, может быть, и вовсе не странность. В мире наработан богатый опыт расследования преступлений высших должностных лиц. Однако проводятся они независимыми от власти чиновниками, а не назначенцами. Поскольку в России первая категория отсутствует вовсе, вылепляется новая структура из того, что под рукой. Несмотря на то, что таким образом выхолащивается смысл задумки.
А под рукой – все те же способы решения проблем: создание особых условий (на этот раз – особых прокуроров) для касты высших чиновников. Эта линия прослеживается на примере многих законодательных инициатив последнего времени. Один пример: новым законом о клевете это деяние в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава наказывается повышенными штрафами.