Александр Ткачев сделал решительный шаг, наказав местные власти.
Фото РИА Новости
Вчера президент Владимир Путин получил ответ о причинах наводнения на Кубани от Ростехнадзора – оказывается, речь идет о природном бедствии, которое случается раз в сотни лет. Для того, чтобы снизить накал страстей, губернатор Александр Ткачев вчера же отстранил от должности главу Крымского района Василия Крутько. Между тем эксперты настаивают – последствия разгула стихии могли быть не такими катастрофичными, если бы в России существовала строгая управленческая структура по предупреждению стихийных бедствий. Отсутствие таковой они объясняют потерей обратной связи государства и гражданского общества.
Глава Ростехнадзора Николай Кутьин на вчерашнем совещании у президента заявил, что наводнение вызвано разливом рек в момент, когда почва уже была наполнена водой: «На нее наложилась пленка, она не смогла больше впитывать в себя воду». При этом Владимир Путин опрашивал чиновников, как непонятливых школяров, добиваясь четкого ответа: «По вашим оценкам, это не что иное, как природное явление?» – «Это очень редкое событие, которое происходит раз в сотни лет», – оправдывался Кутьин. Фраза прозвучала так, словно ведомство уже обобщило богатый исторический опыт, подкрепив его строгими статистическими выкладками. Ссылка на коварство природы слабо убедила президента, который дал неделю на расследование причин катастрофы: «Нужно проанализировать причины этого события – как работали все службы, не только системы оповещения, но и как работали гидротехнические сооружения, чтобы не допустить повторения этого в других местах».
Последствия катастрофы могли быть меньше, если бы население должным образом предупредили об угрозе наводнения. Это признал вчера на селекторном совещании у премьера Дмитрия Медведева глава МЧС Владимир Пучков: «К сожалению, комплексной работы проведено не было. Со стороны руководителей на местах и отдельных служб были допущены ошибки... Не все население было оповещено в установленные сроки». Согласилась с такой оценкой, по предварительным данным, и замглавы Следственного комитета России Елена Леоненко – оповещение «было не на уровне».
В истории с наводнением появились первые наказанные чиновники: отстранены от занимаемых должностей глава Крымска Владимир Улановский и руководитель Крымского района Василий Крутько. Тем самым губернатор Ткачев фактически подтвердил претензии местного населения: «Доказано, что руководство района получило предупреждение об угрозе наводнения как минимум за три часа до его начала. Тем не менее на встречах с людьми вчера и позавчера многие жители Крымска говорили мне, что предупреждения не получали».
Любопытно, что, по закону, полномочий отправлять в отставку местных руководителей администраций у Ткачева нет, утверждает президент коммуникационного холдинга «Минченко-консалтинг» Евгений Минченко. В беседе с «НГ» он подчеркнул: им, вероятно, порекомендовали написать заявления об уходе по собственному желанию: «Это вполне соответствует режиму ручного управления, в котором живет край. У нас иногда и губернаторы узнают о том, что они ушли в отставку, из СМИ».
Напомним: в ночь на 7 июля было затоплено около 5 тыс. жилых домов в трех городах – Геленджике, Крымске и Новороссийске, не считая нескольких поселков Краснодарского края. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, а также автомобильное и железнодорожное движение. По утверждениям краевых чиновников, они узнали о катастрофе еще в 22 часа 6 июля. Ситуация вызвала скандал во время встречи населения с губернатором Александром Ткачевым. Отвечая на вопросы жителей вечером в воскресенье, он внезапно огрызнулся: «А нам что, нужно было всех по подъездам обходить?»
По факту получилось, что никакого оповещения населения в канун чрезвычайной ситуации и впрямь не было. В беседе с «НГ» местные жители рассказали, что вечером по телевизору шла бегущая строка: «Объявлено штормовое предупреждение». Однако на нее никто не обращал внимания. В то же время до сих пор неизвестно, стал ли причиной поднятия уровня воды аварийный сброс с воды из Неберджаевского водохранилища. В воскресенье вечером власти пригласили группу из пяти местных жителей облететь на вертолете его территорию. Жители после облета заявили, что результатом не удовлетворены – мол, им показали только то, что нужно было увидеть.
Для граждан наводнение стало полной неожиданностью. Фото Reuters |
В беседе с «НГ» жительница города Евгения Щукина подтвердила, что никто об опасности их не предупреждал: «Я и моя дочь спаслись только благодаря моей соседке. Мы поднялись к ней и сидели на чердаке». Щукина уточняет, что спустя два дня после катастрофы она не получила никакой помощи от местных властей: «Единственное – ездят сотрудники МЧС и раздают воду». Бегущую строку, которую запустили местные власти, видели далеко не все: «Она по местному каналу, а у всех сейчас спутниковое ТВ».
Тем временем социальные сети продолжают наполняться рассказами выживших. Они жалуются, что помощи от властей нет, на улицах до сих пор лежат тела утонувших людей и животных, зато в город введены БТРы. Очевидцы пишут, что на подъездах к Краснодару скопилось около сотни пассажирских поездов, а в моргах Крымска и близлежащих городов находится около 2 тыс. тел утонувших жителей. Официальные данные – менее 200 погибших.
Таким образом, становится ясно, что сбоит не только служба оповещения граждан, но и система предотвращения стихийных бедствий. Не говоря уже об отсутствии структур, призванных бороться с последствиями природных катаклизмов. Действия власти хаотичны. Чем вчера была занята Государственная Дума? Депутаты создали межфракционную группу, которая отправится на место катастрофы, чтобы уточнить ее размеры, причины и последствия... Между тем в стране так и не создан институт парламентских расследований. А результаты (вернее, их отсутствие) коллективных выездов депутатов на место происшествия известны – на примере расследования инцидента на Саяно-Шушенской ГЭС.
Партия власти призывает политических конкурентов: «Сегодня мы все, забыв о политических разногласиях, должны объединиться в деле оказания скорейшей и всеобъемлющей помощи пострадавшим и ликвидации последствий случившегося». А эсэры предлагают рассмотреть вопрос об отставке губернатора Ткачева. Словно не понимая, что любое давление на президента в таких случаях приводит к обратному результату, укрепляя позиции «гонимых».
Федеральное агентство водных ресурсов вдруг вспомнило о том, что нельзя строить жилье в паводкоопасных районах, «подверженных периодическому затоплению». Об этом заявил вчера замначальника Росводресурсов Вадим Никаноров. О необходимости такого запрета твердили СМИ ровно 10 лет назад – после трагедии в Кармадонском ущелье. Там тоже были снесены ледником постройки, расположенные на пути сорвавшегося с гор ледника.
На фоне беспомощности власти особенно бросаются в глаза ее же попытки свалить вину за происходящее с больной головы на здоровую. Вчера глава Крымского района Краснодарского края Василий Крутько на селекторном совещании МЧС заявил, что в регион прибывают люди из разных уголков страны, чтобы дестабилизировать ситуацию, используя трагедию на Кубани: «Есть силы, которые пытаются разжечь и усугубить ситуацию. На интернет-сайтах распространяется информация о втором этапе и о взрыве дамбы». На Кубань прибывают жители других регионов, которые «пытаются устроить бардак и хаос», горячился Крутько: «Силы правопорядка их нейтрализуют, но, увы, поступает информация о том, что они прибывают из других регионов для того, чтобы дестабилизировать ситуацию». Он уверен – виноваты СМИ, которые освещают события на Кубани исключительно с негативной стороны. Чиновник сетует: «Закон о СМИ не позволяет нам как-то форматировать информацию. Некоторые каналы не просто не хотят рассматривать позитив и то, как работают все структуры и приданные силы, а выискивают негатив: кого-то где-то обидели, кто-то в эмоциональном состоянии выражает свою ненависть к власти, к системе, и это служит им (СМИ. – «НГ») подпиткой... Деструктивные силы в лице СМИ пользуются какой-то технологией, которая не совсем цивилизованна».
Спустя несколько часов последовало заявление губернатора Ткачева – районный начальник отстранен от должности.
Неумение справляться с ситуацией – системная проблема, связанная с крайней неэффективностью власти, уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «Это эффект отсутствия нормальных обратных связей между властью и обществом, когда мало прямых выборов, а власть на местах зависит не столько от людей, сколько от того, как там построят отношения со своим региональным начальством. В такой ситуации истории, подобные затоплению Крымска, неизбежны». У людей есть ощущение, указывает эксперт, «что власть по определению врет по поводу того, что она виновата и не делает того, что должна делать. То, что люди в этом убеждены, – настаивает эксперт, – свидетельство крайне неблагополучных взаимоотношений между властью и обществом. Отсюда быстрая и острая реакция граждан. Такого рода катастрофы наносят большой политический ущерб нынешней власти. Но, похоже, уроки – кроме того, что надо отсекать поток информации, как это сделано в Крымске, – никто усваивать не собирается».