0
1989
Газета Политика Интернет-версия

19.06.2012 00:00:00

Страна и власть не доверяют друг другу

Тэги: власть, общество, оппозиция, митинги


власть, общество, оппозиция, митинги Правозащитники предупреждают: участие в акциях протеста становится все более опасным занятием.
Фото Reuters

Вчера в Мосгорсуд были поданы первые три жалобы на заключение под стражу участников митинга на Болотной площади. Пока правозащитники и адвокаты бьют тревогу, арестованы 13 человек, а в разработке у следствия еще 600. Тем временем «НГ» выяснила подробности ареста одного из активистов: к нему нагрянули с обыском в три часа утра, а бесплатный адвокат уговорил подписать явку с повинной. Президентский Совет по правам человека пообещал взять «дела оппозиционеров» под контроль, а в Генпрокуратуре успокоили: нарушений нет.

Вчера правозащитники объявили – в разработке у следствия еще более 600 человек, многие из которых, очевидно, в перспективе могут составить компанию 13 арестованным участникам митинга 6 мая на Болотной площади. Как сообщил вчера адвокат Евгений Архипов, в материалах дела одного из его подзащитных содержится постановление: до 6 июля «отработать на причастность к совершенным преступлениям более 600 лиц, задержанных за совершение административных правонарушений 6 мая 2012 года на Болотной площади».

Член бюро РПР–ПАРНАС Илья Яшин убежден – в отношении оппозиционеров фабрикуются уголовные дела: «А лидеров оппозиции, в частности Удальцова, Навального и меня, хотят обвинить в организации массовых беспорядков. Законным путем сделать это невозможно». Яшин признался, что он в неведении относительно своей судьбы – следствие работает с изъятыми у него «вещественными доказательствами».

Об обысках у лидеров оппозиции сообщают СМИ, включая федеральные телеканалы. Последние, впрочем, делают это своеобразно: накануне телеведущая Ксения Собчак посетовала в своем Twitter, что в репортаже канала НТВ сумма изъятых у нее денег возросла до 2 млн. евро.

За кадром остаются истории рядовых участников митинга. Мария Трошина, сестра находящегося под стражей 30-летнего кандидата химических наук Федора Бахова, рассказала «НГ», что до сих пор в шоке от происходящего: «Домой принялись звонить в три часа утра 10 июня, перебудив всю семью, – говорит Трошина, – как к опасному преступнику. Они угрожали распилить дверь болгаркой, если им немедленно не откроют».

«После трехчасового обыска, изъяв компьютеры, флешки, мобильный и даже обувь, Федю отвезли на допрос. С тех пор мы его не видели. По делу сменилось уже несколько следователей», – говорит Трошина. Со слов бесплатного адвоката по фамилии Наполов, который охотно помог сонному Бахову написать явку с повинной, родственники узнали, в чем его обвиняют: оказалось, 6 мая он якобы оттолкнул омоновца, который дубинкой избивал человека. Бесплатный адвокат, кстати, в итоге предложил родственникам оплатить его представительство в суде суммой в 80 тыс. руб., говорит Мария Трошина.

Адвокат проекта «Росузник» Анна Зарва, которая подключилась к делу Бахова, в беседе с родственниками ужаснулась, узнав о явке с повинной: «Мы ведь теперь даже не сможем ее обжаловать!» Бахова обвиняют по ст. 212 ч. 2 (массовые беспорядки) и ст. 318 ч. 1 (применение насилия в отношении представителей власти). «У моего брата практически рушится семья, – сетует Мария Трошина. – У него жена с пороком сердца и больная дочь с гемангиомой века (справки есть в «НГ»). Она каждый день спрашивает – где папа?»

Редакция «НГ» обратилась в Генеральную прокуратуру с вопросом: «Законно ли проводить обыск в ночное время?» В ГП объяснили: «В законе сказано, что следственные действия не проводятся с 22 часов вечера до 6 утра. Кроме неотложных случаев, а это понятие, как вы сами понимаете, оценочное».

Адвокат Генрих Падва заявил в беседе с «НГ», что сомневается, были ли произошедшие обыски действительно неотложными. Комментируя случай с Баховым, Падва подчеркивает, что в определенных случаях оттолкнуть человека – серьезное преступление: «Например, если он оказывает помощь умирающему. А здесь... Ну что тут скажешь...»


Алексей Навальный и Илья Яшин вчера обжаловали правомерность обыска в своих квартирах.
Фото РИА Новости

В президентском Совете по правам человека выразили возмущение по поводу сложившейся ситуации. «Конечно, все надо оценивать индивидуально. Однако в большинстве случаев мера пресечения в виде заключения под стражу избыточна», – говорит член совета Валентин Гефтер. Он допускает, что обыски, и особенно в ночное время, используются в качестве средства устрашения. Гефтер пообещал «НГ» пристально следить за судьбой арестованных, включая и Федора Бахова: «Если человек постоянно проживает на одном месте или ему инкриминируют административное правонарушение, то заключать его под стражу неправомерно».

Адвокат Николай Полозов пояснил в беседе с «НГ», что все происходящее призвано посеять панику в рядах оппозиции: «Никаких экстренных моментов, чтобы производить обыски ранним утром, нет. Вряд ли кто-то из подозреваемых пытался уничтожить улики, следствие об этом не заявляло». Мера пресечения по данным уголовным делам в виде ареста могла бы применяться для людей без постоянного места жительства, источников дохода или неграждан России: «В нынешней ситуации она абсолютно избыточна».

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко заявил в беседе с «НГ», что между властями и обществом нарастает взаимное отчуждение: «Происходящее в стране свидетельствует о паническом страхе властей перед оппозицией. Попытки надавить на оппозиционеров вызывают лишь раздражение. И власть уже не та, и общество уже не то». Малашенко подчеркивает, что в высших эшелонах власти начались разногласия: «Некоторые считают, что нужно только давить, а некоторые уверены, что надо искать консенсус». Эксперт подчеркивает, что нынешняя правовая неопределенность характерна для России: «Такое было и в советское, и в царское время. Помните великую фразу из Островского: «Суди меня, судья неправедный!»?»

На этом фоне Илья Яшин и блогер Алексей Навальный вчера предприняли попытку обжаловать в суде проведение обыска в их квартирах. Эксперты, между тем, проводят параллель между главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным и арестованными активистами. Получается, что вывезти журналиста в лес и угрожать ему считается в России куда менее опасным преступлением, чем появиться на митинге протеста – ведь претензий к Бастрыкину у российских правоохранительных органов в связи с вышеуказанными событиями не возникло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
455
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
460
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
375
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
241

Другие новости