Дмитрий Медведев намерен добавить драйва единороссам.
Фото РИА Новости
Лидер ЕР Дмитрий Медведев на субботнем заседании ее генсовета призвал единороссов проявлять больший драйв в работе, а партию в целом – четче обозначить свою идеологию. Судя по всему, премьер не прочь расширить рамки отечественного парламентаризма. Однако для создания полноценной парламентской республики, утверждают эксперты, нужна не только правка Конституции, но и появление сильного конкурента у «Единой России». Как стало известно «НГ», такой соперник уже на старте – речь идет о будущей Партии власти (ПВ) бывшего главы Росмолодежи Василия Якеменко.
По информации «НГ», в пятницу в одном из пансионатов Подмосковья состоялось совещание, в котором приняли участие представители президентской администрации, будущей политструктуры Якеменко и ведущие эксперты страны. Обсуждались возможности создания на базе будущей ПВ структуры, способной конкурировать с «Единой Россией» Дмитрия Медведева. По словам информированного источника «НГ», близкого к администрации президента, приглашенные эксперты пришли в замешательство, а сам Якеменко молча и терпеливо выслушивал предложения, не торопясь представить собственные инициативы.
Политтехнология пробирки
Напомним, бывший глава Росмолодежи заявил о своих политических амбициях сразу же после ухода из правительства. Его устремления несколько затерялись на фоне оживленного партстроительства, но, как выяснилось, в Кремле серьезно относятся к идее искусственного вскармливания парламентского спарринг-партнера партии власти № 1.
Между тем на следующий день после совещания в Подмосковье лидер ЕР Дмитрий Медведев на заседании генсовета партии в разговорах с главами региональных отделений несколько раз, и самым решительным образом, возвращался к мысли обновления и собственной структуры, и партийной системы в целом. Премьер явно тоскует по европейским образцам парламентаризма. Он даже приводит в пример развитые механизмы саморегулирования, в частности, в Германии.
Насколько обоснованны надежды лидера ЕР на партийную перестройку? Способна ли Россия с ее вековыми монархическими традициями вступить на путь строительства парламентской республики? В этом сильно сомневаются эксперты, опрошенные «НГ». При нынешней политической системе, утверждает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, попытка Медведева видоизменить ЕР приведет к последовательному выстраиванию новой КПСС: «Какую идеологию они могут предложить? Особенно с учетом их менталитета, их отношения к власти, их отношения к самим себе? Они работают на вечность, поэтому идеология им не нужна, им нужно оправдание собственного существования, им нужна имитация идеологии». Парламентская республика, замечает эксперт, невозможна при партийной монополии – «это абсолютный нонсенс, это имитация парламентской республики»: «Без конкурентной борьбы любая партия обречена на загнивание. Но с кем «Единая Россия» может реально бороться сегодня? Чтобы ей возродиться, единороссам нужно хотя бы одни выборы проиграть – а потом будет перестройка, модернизация и еще что-то. Без этого все разговоры – досужие».
Партия Якеменко не сможет стать настоящей альтернативой ЕР, даже несмотря на поддержку Кремля, уверен источник «НГ», хорошо информированный о встрече в Подмосковье: «Готовится некий симулякр, даже не спарринг-партнер, а спойлер для «Единой России», который на словах будет оппонировать настоящей партии власти, но в нужный момент ее поддерживать».
К строительству в России парламентской республики планы Медведева не имеют отношения, уверен вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко: «Если президент в соответствии с нашей Конституцией избирается всенародно – это по определению не парламентская республика».
То, о чем говорит Медведев, подразумевает расширение полномочий парламента, считает собеседник «НГ»: «Он говорит скорее о реформе партийной системы, чтобы его партия стала более современной и мобильной».
Парламентская республика подразумевает другой механизм прихода к власти, пояснила в беседе с «НГ» Ольга Крыштановская, глава фонда «Лаборатория Крыштановской»: «На Западе все построено на партиях. Партия побеждает – и формирует верховную власть. Парламентская республика – это полная ответственность партии за действия власти. Но наш партийный ландшафт слишком беден. Может быть, только у коммунистов есть полный набор механизмов для строительства нового правительства в случае их победы на выборах... Беда в том, что у нас партии недоформированы, и это одна из причин того, почему у «Единой России» нет конкуренции на выборах».
Василий Якеменко всегда чутко прислушивался к советам руководителей. БИКЮФото Олега Ласточкина (НГ-фото) |
Между тем на субботнем генсовете Дмитрий Медведев заявил: «Партия должна вести своих людей по карьерной лестнице, делать на них ставку... В этом случае партийный резерв является эффективным». Гораздо более важным условием эффективности, считает Крыштановская, является межпартийная конкуренция.
Однако, предупреждает эксперт, рождение настоящей двухпартийной системы чревато расколом в элитах: «У нас никогда элита клановую борьбу не поднимала на поверхность. В чем у них спор? Это все закрывается единым одеялом Кремля. Для перехода к парламентской республике должно быть внутреннее противостояние, а у нас элита этого боится. Поэтому я не вижу сегодня возможностей для появления на политической сцене второй партии власти».
Первичный выбор Медведева
Готова ли к переменам первая партия власти? Медведев замечает, что в России двухпартийной системе, при которой ее участники между собой различаются незначительно, пожалуй, возникать рано: «Идеология для партийной жизни еще долгие, долгие годы будет иметь значение». Эти слова прозвучали в качестве ответа одному из партийцев, который попросил лидера ЕР при обновлении ее программы прописать идеологию. Медведев, с одной стороны, удивился: идеология у нас есть, правда, слово «консерватизм» он не произнес. Хотя еще совсем недавно он его не стеснялся. Но, с другой стороны, Медведев признался: человек с улицы действительно не сможет сказать, чем отличается ЕР от других партий. «Поэтому нам нужно обязательно создать ситуацию, когда «Единая Россия» будет не только партией лидера... чтобы наша партия ассоциировалась не только с Путиным, Медведевым, еще с кем-то, но и чтобы она ассоциировалась именно с таким набором ценностей, за которые ты всегда будешь голосовать», – сказал Медведев.
Возникает вопрос: готова ли к этому партия власти по-настоящему? Зампред фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов призывает единороссов прекратить заниматься имитацией. По его мнению, главная проблема страны в том, что между ЕР и администрацией президента есть прочная пуповина, благодаря которой оппозиция ведет борьбу не с той партией, которая сейчас является правящей, а, по сути, с государством. Он напоминает, что в 1990–1991 годах КПСС тоже занималась имитацией и симуляцией, вместо того чтобы честно конкурировать с другими силами, – и это закончилось плохо для нее, а главное, для страны.
У единороссов имеется и свежий пример неадекватной реакции на происходящее в стране. Речь о конфликте между главой Следкомитета Александром Бастрыкиным и «Новой газетой». Ведь «Единая Россия» по этому громкому делу никак не высказалась. Первый зампред секретаря президиума генсовета ЕР Сергей Железняк, напротив, считает это показателем внутрипартийной демократии и свободы высказываний. Потому что единороссы Александр Хинштейн и Ирина Яровая выразили собственное мнение о ситуации вокруг Бастрыкина. На вопрос «НГ», можно ли предположить, что единая позиция партии не была обнародована специально, чтобы это не выглядело затыканием рта, Железняк ответил: «Каждый член нашей партии имеет право на свою точку зрения».
Относительно поставленной Медведевым задачи изменяться вместе с обществом Железняк высказался однозначно: «Смысл – в постоянном обновлении». Железняк уверил, что полномасштабное переизбрание всех партруководителей и представителей ЕР во власти, которое во многих регионах совпадет с выборными кампаниями и обязательными в их ходе праймериз, которые Медведев призвал именовать первичными выборами, приведет к следующему: «И в партии, и в структурах законодательной и исполнительной власти получат представительство люди, которые пользуются поддержкой граждан».