Фото Reuters
Телеканал «Россия-1» показал документальный фильм «На дне знаний-2», вскрывающий коррупционные схемы, успешно применяемые на практике в университетах РФ. Тележурналистам удалось поймать за руку реальных мошенников, орудующих в престижных вузах – Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова. В фильме присутствуют кадры съемки скрытой камерой, где преподаватели этих вузов, отнюдь не рядовые, предлагают «покупателю» бюджетные места.
Разумеется, фильм такого рода не может появиться на государственном канале просто так. О вузах, торгующих дипломами, схемах увода денег из казны и кармана простых граждан написано и снято немало. Просто до минувшего вторника об этом громко не говорили на федеральных каналах. Остается гадать – с чего вдруг?
Прямая заинтересованность в этом фильме чиновников, конечно, очевидна. Сейчас идет передел образовательного рынка. Где-то уже прозвучала мысль, что этот фильм направлен против ЕГЭ. Я думаю, что нет. Он скорее призван закрепить образ единого экзамена – как более справедливой системы приема в вузы. Фильм очень целенаправленно подводит нас к мысли, что вся мышиная возня на экзамене идет вокруг бюджетных мест приема. Так, может, их вообще убрать? И коррупции меньше будет.
Мораль телефильма проста: коммерческий вуз – это вуз по продаже дипломов. Может, это и так. Только если в сентябре камеры канала пройдутся по всем вузам страны, то в итоге обнаружится, что и в государственных вузах аудитории стоят пустые. Студентов нет. Демографическая яма. Но если исчезнут негосударственные вузы вообще, это плохо. Система высшего образования лишится противовеса. Частный сектор в образовании полезен для здоровой конкуренции.
Реакции властей на показанный фильм пока не было. Нет официальной реакции Рособрнадзора, нет реакции самого министра. Зато есть реакция вузов – что, собственно, уже неплохо. Действуют вузы, упомянутые в сюжетах телеканала, как под копирку.
Во-первых, они отказываются от лиц, снятых в сюжетах. РЭА имени Плеханова уверяет, что Марина Абашкина, названная в фильме проректором по учебной части Института рыночной инфраструктуры РЭУ имени Г.В.Плеханова, в списках академии не значится. И вообще такой должности и такого структурного подразделения в университете нет. РГГУ озабочен вопросом, а работала ли доцент Опарина еще в вузе на момент записи сюжета с ней. В фильме и та и другая героини ведут переговоры с предполагаемыми заказчиками поступления на бюджетные места в вузах. И та и другая предлагают свою услугу – поступление с последующим сопровождением. И та и другая называют цену за свою услугу – несколько тысяч долларов.
Во-вторых, в своей ответной реакции вузы отдают дань журналистам канала: не только благодарят их за интерес к теме, но и предлагают сотрудничество в этом вопросе. И тот и другой вуз организовали свои комиссии, которые проведут в самое ближайшее время собственное служебное расследование.
В-третьих, вузы, конечно, озабочены собственным имиджем, и свершившееся – довольно серьезный удар по их репутации. Поэтому высшие школы уже начинают выстраивать свою тактику защиты. РГГУ опубликовал, например, на своем сайте рассуждения такого порядка: «Озвученную в сюжете два раза с интервалом происхождения в 4–5 лет цифру в 20 000 евро за поступление в РГГУ нельзя даже серьезно комментировать ввиду того, что обучение в РГГУ на договорной основе в среднем составляет 150 000–180 000 руб. в год… Таким образом, за полный четырехлетний курс обучения по программе бакалавриата совокупный размер оплаты в валютном выражении как раз и составит примерно озвученную в сюжете сумму или существенно меньшую».
В университете нет ограничений по поступлению на контрактной основе, сообщается на сайте РГГУ. Для поступления требуется представить данные ЕГЭ и официально оплачивать затраты на обучение на основании юридически обязывающего договора восемью практически равными платежами на посеместровой основе.
В принципе этому можно верить. Даже престижный РГГУ вынужден в связи со скандалом публично признать, что конкурс в вузы стремительно падает ввиду демографического провала. Вообще-то вузы тщательно скрывают, что испытывают трудности с набором. И каждая престижная высшая школа старается в приемную кампанию несколько приукрасить картину набора, чтобы привлечь к себе большее количество абитуриентов. В результате они часто дезинформируют своего потенциального потребителя. Этим ловко пользуются мошенники, старающиеся нажиться на приеме.
По-хорошему, бюджетных мест в вузах сегодня хватило бы практически на всех выпускников школ, хорошистов и даже твердых троечников. Просто распределены эти места, естественно, не по интересам выпускников, мечтающих сплошь о карьере дипломата в США и Европе, но и по другим специальностям тоже. Зато коммерческих мест в вузах хватает с лихвой на всех. По-настоящему конкурсная борьба идет в очень узком сегменте высшего образования. И все равно давно уже не за те деньги, что озвучены в фильме. Это дамы в фильме уж очень загнули. Мне они напомнили преподавательницу Сирину – дочку декана факультета госуправления МГУ имени М.В.Ломоносова, которая в прошлом году попалась на таком же мошенничестве.
Но фильм, разумеется, все равно нужный и важный. Хотя бы потому, что опять напоминает две вещи – Мавроди от образования существуют, потому что население по-прежнему готово и радо обманываться. И, конечно же, власть все-таки мало делает в том направлении, чтобы предложить растерявшемуся народу что-то взамен этого самого лжеобразования.